Как сделать совместное чтение с ребенком в радость

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Похожие статьи. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

Материнские заметки

Воспитание и обучение человека начинается в семье, продолжается в семье, закрепляется в семье. Это положение – почти неизбежное предисловие во выступлениях на тему воспитания и образования. Но в реальности мы далеко не всегда понимаем, как это воспитание и обучение может быть выстроено в семье. Продублировать дома школьные занятия? «Всё бросить» и учить с детьми стихи наизусть? Проблема – и счастье – в том, что семья – это не учреждение, и образование в семье – это не схема с прописанной программой действий. Образ жизни, особенности отношений между детьми и родителями, привычки, распорядок дня – вот что оказывается образованием дома. И обучение литературе в семье, воспитание любви к чтению, включение дома в мир книжной культуры – уникальность жизни каждой семьи, особенность, которую нельзя просто скопировать, просто перенять у кого-то. И любые разговоры на эти темы могут быть лишь поводом подумать о своих детях, о своей семье и о том, что значит та же самая литература для нас самих.

Личный пример родителей

Вроде бы у «читающих» родителей и дети читают.

Но ведь совсем не обязательно это так.

Например, мама любит читать. В метро, в очередях мама не будет зря тратить время, не будет просто смотреть в окно, не будет играть в компьютерные игры, не будет решать кроссворды. Это образованная, интеллектуальная мама – она возьмет с собой Книгу и будет читать. Это будет книга по педагогике или психологии, это будет Кузьма Прутков или Киреевский, Джейн Остин или Гомер, а не какие-нибудь анекдоты или ширпотреб. После тяжелого дня эта мама вернется домой. Приготовит ужин, проверит у детей уроки, уберет всю квартиру. И когда она уложит детей спать, она сядет в уютное кресло и почитает на ночь – снова Книгу. А папа? Предположим, у папы вся работа связана с книгами. С самого начала и до самого конца рабочего дня папа на работе окружен книгами.

Казалось бы, прекрасный пример для детей. Но в такой семье дети могут расти «читающими», а могут, как и дети «неинтеллигентных» родителей, «зависать» в Интернете, могут читать великих классиков в кратком пересказе, лишь бы Марьванна отвязалась, могут измерять степень таланта писателя исключительно по его умению написать нечто очень короткое и с небольшим количеством имен (чтобы не пришлось запоминать всех Акакиев Акакиевичей и не путать Болконского с Вронским).

Если родители сами «читают», причем «читают» действительно литературу и вообще книги – ведь чтение никак не ограничивается одной лишь художественной литературой, – значит, это люди, по меньшей мере, «думающие». Это люди, имеющие «выход» на культуру – русскую и мировую культуру. Ведь именно книги связывают нас с предыдущими поколениями великих людей, приобщают нас к традициям и человеческой цивилизации в самом широком смысле. Без книги мы – сами по себе, болтаемся в пространстве конкретного поколения, как будто ничего и никого до нас не было, одни паяцы по телевизору. И «читающие» родители, каким бы ни было их базовое образование, делают свой дом местом мысли, культуры, традиции. Просто потому, что они – хозяева дома, просто потому, что они сами здесь живут. И таким образом хотя бы немного, хотя бы ненадолго вводят в этот мир своих детей.

Это, собственно, и есть начало литературного образования в семье. Это вообще начало образования – самому по-настоящему быть включенным в культуру, в ту культуру, к которой мы хотели бы приобщить свой дом.

Почему же наши дети не приобщаются к миру родительской культуры?

Родители живут и мыслят в рамках книжной культуры. Родители читают много книг. Но мы видим: пока мама наслаждалась чтением в метро, ее дети находились в школе, в детском саду, у соседки перед телевизором. Когда мама устраивалась в кресле с книгой в руках – дети уже спали в детской комнате. Папа был окружен книгами – но это происходило далеко от его детей. Родители «пропитаны» культурой чтения, и это отражается на их жизни – но их дети не видят перед собой примера «читающих родителей».

Когда родительский пример не срабатывает…

Чтобы пример работал, дети должны, по крайней мере, ВИДЕТЬ читающую маму или работающего папу

Чтобы пример работал, дети должны, по крайней мере, ВИДЕТЬ. В нашем случае читающую маму, работающего папу.

Чтобы пример сработал, дети должны стремиться к подражанию этому конкретному взрослому. Не любой взрослый, не любой учитель и не любой родственник автоматически становится примером для детей. Пример может подавать только «авторитетный взрослый» – тот, кого дети действительно уважают. Это должен быть «любимый взрослый» – тот, на кого дети жаждут быть похожими, тот, чье расположение дети стремятся заслужить, тот, с кем просто находиться рядом – радость. Это естественно для отношений в семье, но мы легко теряем эти драгоценные отношения. Часто просто потому, что не заботимся об их сохранении.

Если родители действительно авторитетны для своих детей и если дети действительно любят своих родителей – то пример вообще-то может «сработать» и тогда, когда дети редко встречаются с отцом и матерью. Но чтобы родительский пример работал максимально эффективно, должно быть всё вместе: и авторитет родителей, и подлинная любовь в семье, и совместная жизнь родителей и детей.

Совместная – значит вместе. Это совсем не всегда случается с людьми, живущими под одной крышей. В «богатом» доме дети могут жить на «детской половине», под присмотром нанятых специалистов, могут встречаться с родителями в экстренных или парадных ситуациях. В «простой» семье родители могут работать не дома и далеко от дома, дети основную часть дня – самую важную часть, когда они бодрые, активные, готовые к восприятию всего нового, – могут проводить в учреждениях или под присмотром других людей. Ситуации бывают разные, и не всегда родители могут запросто управлять распорядком своего собственного дня, распорядком своей жизни. Но как бы то ни было, если дети встречаются с родителями на пару часов в день – причем когда все торопятся или пора спать, когда все устали, – сложно говорить о значимости личного примера родителей и о других особенностях совместной жизни семьи.

Но когда дети действительно живут вместе со своими родителями, когда родители авторитетны в глазах своих детей и когда дети и родители любят друг друга – вот тогда личный пример родителей оказывается мощным средством и воспитания, и обучения детей.

и как родительский пример сработал

Вот как «работает» родительский пример в реальности.

Жил в первой половине XX века такой человек, священник, настоятель храма, профессор университета, ученый – Николай Михайлович Боголюбов. У него было трое детей. В тяжелые военные и революционные годы ему пришлось растить сыновей. Поначалу всё было совсем неплохо, старшие мальчики успели поступить в гимназию – но проучились недолго, семья попала в круговорот революции и гражданской войны. Дети попа-лишенца ходили босиком, и отец Николай находил им старые учебники для продолжения обучения, занимался с ними сам в свободное время, которого почти не было… Результаты воспитания детей в этой семье поражают воображение. Старший сын, Николай Николаевич Боголюбов, вырос всемирно известным математиком и физиком. В 15 лет он уже учился в аспирантуре. В 19 стал доктором наук. Потом – академиком Академии наук СССР, руководителем знаменитого Математического института и не менее знаменитого Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Второй сын, Алексей Николаевич Боголюбов, стал выдающимся историком науки, членом-корреспондентом АН УССР. Младший ребенок, Михаил Николаевич Боголюбов, также стал известным ученым, академиком АН СССР, крупнейшим советским востоковедом и филологом-иранистом. Все дети выросли удивительно разносторонними людьми, людьми действительно высокой культуры. И что самое важное – эти ученые, дети священника, пронесли веру своего репрессированного отца, веру православную, через все безбожные советские годы.

Об этой семье можно говорить много и долго. Здесь приведу фрагмент из книги воспоминаний А.Н. Боголюбова, второго сына отца Николая. Алексей Николаевич пишет о себе и о своем брате в третьем лице:

Отец читает английскую книгу. “Папа, ты все понимаешь?” – “Да!” Значит, и им надо все понимать. Так растет сам собой интерес

«Интересы сыновей развивались под непосредственным влиянием знаний отца. Они видят, что отец читает английскую книгу. “Папа, ты все понимаешь?” – “Да!” Значит, и им надо все понимать, и интерес к языкам растет сам собой. Затем возникает интерес к сочинительству. Папа сидит и пишет книгу (он работал над своей докторской диссертацией…). Оба сына, старшему было тогда около семи, тоже решили писать книги: они сшили себе по маленькой тетрадочке и примостились в разных углах отцовского кабинета. Младший решил писать древнюю историю: он достал с полки том энциклопедии “Новый Брокгауз-Эфрон” на букву “Е” и отыскал статью “Египет”…» i .

Что выросло из этих мальчиков, мы знаем. Пример отца сработал на десятки лет вперед. Трудиться. Учиться. Всегда стремиться к самообразованию. И, конечно, к чтению.

Отец в этой семье – весьма занятой священник и ученый – старался по возможности проводить время со своими детьми. Он работал по возможности дома. И не выгонял двух малышей (а семилетка и шестилетка – это иногда похуже, чем грудные младенцы, те хотя бы с вопросами не пристают): «Тихо, идите к себе в детскую, дайте отцу наконец сосредоточиться!» Папа работает с книгами, а дети – рядом. У детей была возможность не только знать, что где-то там отец «работает», а – видеть: вот он, мой папа, и вот как он живет. И мы так будем жить. И они прожили так всю жизнь свою. Как папа.

Они не просто «читали книжки». «Иди, дурень, открой наконец книгу!» Они видели, что книга – это работа и это увлечение. Книга – это что-то узнать, что-то разобрать, выписать, подчеркнуть… И они с раннего детства по-своему тоже работали. Взять с полки том Брокгауза и Эфрона и списывать оттуда статью… о древнем Египте – как это может прийти в голову дошкольнику, первокласснику?! Да просто папа, любимый папа, родной папа, занимается подобными темами, а дети всегда по-настоящему рядом, и папина «работа» становится просто частью жизни детей, папина работа в присутствии детей – это… метод воспитания и обучения детей.

Полюбить книгу

Рекомендуем прочесть:  Пониженная температура тела у подростка 16 лет 357

Когда мы говорим о чтении, мы часто имеем в виду не любую книгу, но именно художественную литературу. Особенно когда говорим о детях и о школьном обучении. И эта тема начинается с вполне естественного недоумения: да ведь читать – это безумно интересно. Иногда никакие игры, никакие фильмы не могут сравниться с чтением. Да за книгой можно забыть даже поесть! Как же так – наши дети это удовольствие могут воспринимать как тяжелую повинность?

Сложно предположить существование каких-то рецептов с подробной инструкцией. И не нужно рецептов – пусть каждая семья живет по-своему, любит по-своему и любит читать – тоже по-своему. А я как всегда только попробую рассказать о своих личных наблюдениях. Может быть, кому-то что-то пригодится.

Чтение как вид досуга семьи

Если родители – при детях! – отдыхают именно за чтением, у детей понятия «отдохнуть» будут ассоциироваться с книгой

Если родители – при детях! – отдыхают именно за чтением, у детей с первых лет жизни понятия «отдохнуть», «провести свободное время» будут ассоциироваться с книгой. Конечно, совсем не только таким может быть досуг в семье – это может быть целое море самых разных вариантов. Но и книга должна быть в их числе. Причем дети должны видеть, как родители читают именно для себя, а не во имя педагогического подвига.

Вот такой пример. Не лучший, зато реальный. У меня больные ноги. Когда среди дня я устаю от разъездов по школам, от готовок и уборок – я сажусь на кровать, подкладываю под спину подушки и вытягиваю ноги. На тумбочке у меня всегда лежат книги – и научные, для работы, и художественные, самые разные – как раз для пяти-десяти минут отдыха. В общем – кровать, книга и чашка чая. Дети в любом случае всегда где-то вокруг. Малыш может ползать по той же самой кровати, старшие в этой же комнате делают уроки… Так вот, у всех моих детей сложился дикий обычай: в свое свободное время они часто забираются к себе в кровати, подкладывают под спины подушки и… читают книги.

Моя двухлетняя дочка садилась так, в подушки, брала мою книгу – где нет ни единой картинки – и долго, сосредоточенно смотрела в нее. У нее спрашивали: «Ты что делаешь?» – «Я мама, я читаю». Старший подросток в случае, когда его «никто не понял», когда он обиделся, – иногда «уходит». Если, конечно, у него есть на это время. «Уход» выглядит обычно так: он садится в свою кровать, положив под спину подушки, включает «свой» свет и… читает. Сегодня читал повести Гоголя, правда, не потому, что обиделся, а просто у него каникулы.

Чтение вслух для детей

О пользе чтения вслух говорить и не приходится. Если родители читают своим детям книги, то дети, скорее всего, полюбят эти книги. Полюбят то время, когда папа или мама садятся с ними и читают. Для детей книга будет символом соединения семьи, символом отдыха, будет способом общения с родителями – ведь только во время совместного чтения можно по-настоящему обсуждать прочитанное. В круговерти рабочей и учебной жизни тяжело найти время для такого чтения. Ведь это не десять минут маминого отдыха среди дня, это нужно найти полчаса, сорок драгоценных минут, которых так не хватает. В таком случае спасает традиция чтения детям на ночь. Об этом я уже подробно рассказывала в другой статье.

Иногда читаем на ночь то, что детям полагается читать в школе по программе. Ну и что с того, что дети не сами прочитали Чехова или Тургенева?

Здесь же можно сказать о том, что чтение детям книг не только помогает детям полюбить книги, но и здорово объединяет и родителей с детьми, и детей между собой. А еще мы иногда читаем на ночь то, что детям полагается читать в школе по программе. Ну и что с того, что дети не сами прочитали Чехова или Тургенева? Зато во время этого чтения родители расставили соответствующие акценты, обсудили прочитанное с детьми с точки зрения тех ценностей, которыми живет семья.

Аудиокниги и родительские разговоры

Мы слушали в машине и недетские вещи, например «Историю Пугачевского бунта». Когда бы мы нашли время почитать такие книги?

Удобно жить в XXI веке. Можно накупить дисков (только чтобы это были не радиоспектакли, а хорошее чтение именно исходного, не обрезанного текста художественного произведения) и сложить их в машине. Поездка в Москву может занимать у нас час-полтора, а в дороге на дачу мы проводим восемь-десять часов. Делать всё равно больше нечего, просто так сидеть в машине столько времени – невероятная скука. И этим временем можно воспользоваться, чтобы послушать практически всё что угодно. Причем – всем вместе, и к тому же с папой. Это могут быть детские сказки. Во время поста – даже проповеди и жития святых. Именно в машине наши дети узнали «Несвятых святых» – было удобно по дороге из храма слушать. Это могут быть романы вроде произведений Стивенсона или Вальтера Скотта. Мы слушали в машине и такие недетские вещи, как «История Пугачевского бунта» Пушкина. Когда бы мы могли сами почитать такие книги, когда бы нашли на это время?

В такой ситуации дети не только слушают что-то интересное и полезное, не только великие произведения мировой литературы, но и – что еще важнее – видят, насколько все это интересно самим родителям. У них есть уникальная возможность послушать, как родители обсуждают – не с детьми, а между собой! – тот или иной эпизод, героя, поступки героев, исторический контекст. Когда еще так свободно можно подслушивать взрослые разговоры: из машины, несущейся по трассе, никто детей не выгонит. И оказывается, что литература – это настолько интересно, что мама с папой могут долго говорить о ней. Оказывается, что за одними словами автора могут стоять совсем другие слова, и значение слов может быть разным, и литературные произведения могут быть связаны между собой, и не только между собой – а с целыми пластами культуры, с историей и политикой, философией и богословием… «Тихо, я из-за вас не слышу маму с папой», – шикают на младших детей старшие, как только мы с мужем начинаем в машине что-то обсуждать. При этом обычно заставить детей выслушивать подобные культурно-нравственные рассуждения – дело весьма нелегкое…

Научить читать так, чтобы не было ненависти к книге

Если заставлять ребенка читать, то он вряд ли полюбит это дело. Если вдалбливать ему азбуку, если сажать за стол – «пока не прочитаешь вот этот столбик со слогами, этот абзац, вот эту страницу – не получишь конфету, не будешь смотреть мультик, не получишь пятерку!» – то вряд ли чтение будет для ребенка радостью.

Награждая за чтение, мы показываем эти награды как нечто несравненно более ценное и желанное, чем сама книга

Ведь в таком случае мы сами показываем детям чтение как ту самую «лягушку», которую надо съесть утром. Награждая за чтение, мы показываем все эти награды как нечто несравненно более ценное и желанное, чем сама книга. В нашей семье никогда не вели читательских дневников, не отмечали количество прочитанных страниц. Ты самостоятельно прочитал в семь лет «Без семьи» Гектора Мало – ну что же, тебе понравилось? А чем же тут гордится, если ты получил большое удовольствие? За что награды? Если уж требуется «продолжение банкета», можно предложить малышу «В семье» того же автора…

Наши первые дети научились читать сами, в пять-шесть лет. Мы дарили им книги на дни рожденья и Рождество Христово как самые чудесные подарки – как им преподносили, так они и воспринимали эти книги. Дарили, конечно, красивые и интересные книги. И еще мы говорили: «А ну-ка, закрой книгу! Пока не уберешь все игрушки, пока не выполнишь свою работу (вытереть со стола, подмести пол и т.п.) – тебе нельзя будет читать». И это работало. Дети хотели получить награду – возможность сесть и спокойно почитать.

Впрочем, конечно, не всё и не всегда идет гладко. Одни дети у меня читали сами, а других приходилось долго и незаметно подталкивать к тому, чтобы книга стала частью ребячьей жизни. У одного нашего малыша с чтением были проблемы. Во-первых, никакой особенной охоты к самостоятельному чтению, во-вторых – определенные неврологические проблемы. И мы учились читать так. Я приготовила книжку с картинками, с большими буквами. Мы садились вместе, вдвоем, с книгой. Он очень любил это время и ждал его. Я читала малышу вслух. А когда доходили до имени героя или короткого слова вроде «заяц» или «волк», я останавливалась: а вот это слово прочитай сам. Ребенок знал не все буквы, но эти слова кое-как прочитывал. Уже ко второй странице он легко сам читал повторяющиеся имена и названия основных животных-героев. Просто узнавал их. К середине книги малыш уже прочитывал целое предложение. Он знал, что его самостоятельное чтение – обязательное условие для того, чтобы мама прочитала остальной текст. Когда мы дошли до конца книги, он вполне свободно прочитывал целый абзац, сбиваясь разве что на разделительных мягких знаках и «очень длинных словах». Правда, желанием читать он так и не горел, но что поделать – без этого чтения мама никогда не наградит его… продолжением чтения. Так прочитали и еще одну книгу.

А третью он уже прочитал сам. Ему пришлось: уж очень хотелось прочитать новую, специально для него купленную книжку про его любимых кроликов, а мама – «Мне, сынок, некогда, читай сам, если тебе нужно». Он и прочитал, ведь мама «подсунула» книгу с крупным шрифтом, большим количеством картинок и коротким текстом. Прочитал и пришел, пересказал – хотел поделиться с мамой прочитанным. Попросил купить еще книгу из этой серии… И чтение как было, так и осталось для него радостью, только теперь – не только мамино чтение, но и самостоятельное.

А была у нас и такая ситуация, когда ребенок любил слушать мамино чтение, всегда с радостью обсуждал прочитанное. У него была также и особенность «читающих», пусть и с помощью «слушания», детей – «книжный слог», вообще большой и необычный для ребенка телевизионно-детсадовской культуры словарный запас. Вроде бы, чего еще желать? Но сам он не читал книг. То есть не было такого, чтобы вот сесть и читать, читать… Не было в шесть лет, не было в семь лет, не было в восемь лет. Но к концу своего восьмилетия, к концу второго класса он все-таки «зачитал». Правда, «без фанатизма». Но это была скорее научно-популярная, чем художественная литература, а если художественные рассказы – то на историческую тему, например. И это – его особенность. Пусть он будет самим собой, а не клоном папы и мамы. Художественной литературы, на мой взгляд, в данном случае вполне достаточно в виде наших семейных чтений и того, что он получает в школе. Когда придет время – и он будет читать художественную литературу – ведь сейчас он очень любит ее слушать. Впрочем, это не самоцель – читать, лишь бы оно «было», читать, лишь бы сказать: «Вот, мой сын прочитал всего Пушкина».

Не заставить «прочитать от корки до корки», а научить думать – вот главное

Задача другая. В какой форме ребенок приобщается к русской литературе, мировой литературе – не так важно. Мне кажется, задача состоит в том, чтобы он вообще вошел в мир литературы, а не чтобы его туда втащили, а потом его всю жизнь тошнило от одного воспоминания об этой пытке. Не «прочитать от корки до корки», а научиться думать. И сохранить радость от встречи с книгой… Сохранить близкие отношения со своими детьми, сохранить их любовь, сохранить их уважение и просто быть рядом с ними. А там уж – как Бог даст.

Вроде бы у «читающих» родителей и дети читают.

Сегодня Петербург с самого утра залит солнцем, весеннее настроение пробралось во все комнаты нашего дома. После совместного завтрака я прибирала на кухне, и с удовольствием слушала, как мой муж читал сыну книжку «Кошкин дом».

Готовит ребенка к спектаклю «Кошкин дом», на который уже спрятаны билеты))

Я слушала, как муж читает по ролям, как наш сын заливисто хохочет, и, незаметно для себя, я окунулась в солнечные воспоминания о своем детстве, о том, как мне читали родители.

Знаете, бывает так, что реальные события были несколько другими, а в наших воспоминаниях они окрашены в какие-то особенные тона, в зависимости от того, что они для нас значили. Например, я помню, как однажды заехала к папе на работу – шел дождь, я шла под зонтиком, было прохладно, но, когда я вспоминаю, как в тот день он выбежал, счастливый, встречать меня на крыльцо – я помню его в ярком солнечном свете.

Также и с чтением – родители чаще всего, в том детском возрасте, в котором я себя помню, читали мне перед сном, когда был выключен свет, и горела только красная настольная лампа. А эти воспоминания тоже теплые и солнечные.

Как сейчас, помню эти моменты – меня укрывали перед сном, рядом садились мама или папа, открывали книгу, и ровный, спокойный, уставший, родной, вечерний голос наполнял детскую комнату. Закрыв глаза, я отправлялась в путешествие с Гулливером, переживала за Русалочку, надеялась вместе с героиней «Алых парусов». Читали много, и разных книг, но больше всего я помню Г.Х.Андерсена, А.Грина, Носова…

Читать я научилась рано, много читала сама, но на ночь мне читали долго, наверно, до конца начальной школы.

Рекомендуем прочесть:  Секреторная диарея - Лечение поноса

И вот это шуршание страниц я теперь вспоминаю каждый раз, когда читаю теперь уже нашему ребенку.

Ребенок и книга – стадии взаимоотношений

У сына тоже складывались свои отношения с книгой.

Когда мы приехали из роддома домой, и немного вошли в ритм, где-то на пятый день я поняла, что мы не читаем книг. Не смейтесь, да, ему было около двух недель, но мне так хотелось, чтобы он как можно чаще слышал мой голос, а говорить с новорожденным только о том, что вы делаете (давай переоденемся, сейчас пойдем гулять, ты мой хороший), при этом не имея почти никакой ответной реакции, достаточно нелегко. А мне хотелось все время с ним говорить!

И вот ему недели 1.5-2, и я с ужасом (!))) говорю мужу: мы же с ним не читаем!

Конечно, все несколько удивились, а я нашла свою детскую книжку «Буратино и золотой ключик», и пока сын бодрствовал, мы читали. Потом мы прочли «Волшебник изумрудного города».

Потом моя мама сжалилась надо мной (читать прозу малышу очень сложно, т.к. очень хочется спать), и подарила нам сборник стихов А.Барто. Вот тут мы читали не переставая))

Сначала ребенок, разумеется, просто слушает. Потом начинает проявлять интерес к картинкам. К 5 месяцам у нас были любимые книги, которые мы брали с собой в больницу на лечение, и сын узнавал, что мы читаем, и просил конкретные стихи-страницы, хохотал над смешными звуками (дзынь-ля-ля «Федорино горе», например).

Когда ребенок уже различает картинки, со временем он начинает тыкать в картинки пальчиком, будто спрашивая «что это?». Так мы называли все, что видели – девочки-мальчики-слоны-носороги-печенье-в елосипед-мячик – и т.д., позже добавляли цвета, форму.

Если у сына появлялись новые интересы, мы старались поощрить эти новые интересы с помощью книг. Например, понравился мультик «Паровозик из Ромашково» — яркую книгу с историей и песенкой, полюбил паззлы – нам бабушки дарили очень красивые книги-паззлы «Репку» и «Бременские музыканты», там и сказки, и паззлы.

Потом, когда наш сын уже учился говорить, он показывал картинку, просил назвать ее, и повторял, и потом снова всю страницу показывал и повторял сам – так мы учились говорить.

Книги он не рвал, только совсем малышом, и то только пару раз – сразу объяснили, что так делать нельзя, вместе заклеивали, «лечили» книгу.

Иногда, когда сын был еще крохой, но уже с книгой, меня спрашивали, как «приучить» ребенка к книге, как помочь показать ребенку весь тот непостижимый мир, который открывает книга?

На мой взгляд, есть простые способы помочь ребенку полюбить книгу:

Дома должны быть книги, и не только детские. Нормальные, взрослые книги – классика, современная литература – то, что Вы любите, и считаете достойной литературой. Часто так бывает, что молодая семья переехала в новую квартиру, а книги остались у родителей, или разные другие причины. Необязательно большой книжный шкаф, хотя бы пару полок, или место для книг на рабочем столе. Дети копируют своих родителей. Ему будет полезно видеть иногда родителей с книгой, или хотя бы то, что родители интересуются книгами.

У нас стоит книжный шкаф, и книги туда не все входят, поэтому книги, по сути, везде понемногу лежат, кроме этого, всегда есть некое место, где лежат книги, которые я читаю в данный момент, например, стихи, что-то историческое, и основная книга. Когда сын был помладше, ему очень нравилось находить мою книгу где-то не на месте, и прибирать ее.

— Выбор детской литературы сегодня огромен. Цены бывают вполне приемлемыми, нужно только разобраться в сериях и издательствах. Старайтесь выбирать не только то, что нужно прочесть ребенку, но и то, что нравится ему самому. Это легко корректировать. Например, Вам хочется почитать ребенку рассказы Толстого. Но ему не нравится эта книга в магазине, нравится другая. Предложите ему выбрать еще то, что нравится ему, но из определенной серии. И купите две.

Еще раз про самостоятельный выбор. Если мы хотим, чтобы ребенок полюбил книги, надо предоставить ему возможность самому выбрать, пошуршать, полистать страниц, рассмотреть обложки. Когда нашему сыну было где-то около двух лет, 1.9, мы пришли в книжный специально за книгой «Кошкин дом». Он с утра попросил «книгу про тили-бом», и на прогулке мы зашли ее купить. Я искала что-то масштабное, большое, а ему понравилась книга небольшого формата, с картинками из нашего советского мультфильма. Он сам ее нашел, прижал к груди, обрадовался. Я говорю «выбери еще что-то, если хочешь». А сама денег мало взяла, думаю, хоть бы хватило)) А он так робко сначала выбирал, а потом разошелся, все перерыл, и выбрал журнал про Пчелку Майю, и очень красивый сборник сказок Шарля Перро. Сам выбрал три книги, был счастлив, и потом недели три всем их показывал и говорил «я сам выбрал»)))

Выделяйте время для полноценного совместного чтения. Пусть в детской или гостиной появится место, где вы можете вместе с ребенком спокойно почитать – кресло или диван. Старайтесь читать в радостном расположении духа, не воспринимайте это, как обязанность.

— Пусть в детской будет место для хранения книг, которое легко доступно для ребенка, в нашем варианте это обычный контейнер, где лежат те книги, которые ребенок любит читать именно сейчас. Он может сам их достать, полистать, посмотреть картинки. Сам же выбирает, что читать, приносит нам, и мы уже вместе читаем.

Детям нравится читать «тематические» книги – например, по временам года, о праздниках, к Новому году, например, мы в 6 месяцев читали стихи новогодние, а сейчас сыну нравится тоже читать что-то «по случаю», например, Рождественские рассказы к Рождеству, и так далее. Так книга становится настоящим помощником родителям в познании окружающего мира.

Что дает детям совместное чтение с родителями?

— Ощущение полноценно проведенного совместного времени и родительского внимания и участия. Вместе с родителями ребенок познает мир через книгу, задает вопросы, получает ответы, общается с родителями «наедине», в камерной атмосфере. Ощущение безопасности и доверия, своего, семейного, личного мира.

Знания. Знания об окружающем мире, о формах и цветах, о странах и животных, о буквах и словах, о предметах, обо всем, о чем может рассказать книга.

Эмоциональное развитие. Слушая книгу, ребенок погружается в сказку, историю или приключение, он учится различать на примере героев разные эмоции – сочувствие, волнение, любовь, злость, гнев, раздражение. Он сопереживает героям, учится различать добро и зло.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
72.73%
Еще нет, почитаю.
20.66%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.61%
Проголосовало: 121

Развитие фантазии и воображения. Все, что описывает книга, ребенок представляет. Он старается представить по описанию замки и мосты, дремучие леса, деревни, реки, корабли, сказочных героев. Если мы вместе с детьми смотрим мульфильмы, это время для них тоже важно – они чувствуют себя в безопасности, не боятся страшных моментов, им нравится вместе узнавать что-то новое, развлекаться. Но мультфильм – это готовый продукт воображения мультипликатора, режиссера, звукорежиссера. Тогда как книга помогает ребенку развивать его собственный внутренний мир.

Семейные традиции. Если совместное чтение входит в семье в привычку, далее это развивается в традицию. Сначала мы читаем ребенку, когда он не умеет еще читать сам, но полезно сохранять эту традицию и тогда, когда он научится читать. Читать и вместе обсуждать прочитанное, делать совместные выводы, и просто – наслаждаться семейными мгновениями совместного чтения.

Я Вам желаю искренне полюбить Книгу, и помочь Вашему ребенку подружиться с ней, и ценить ее!

Развитие фантазии и воображения. Все, что описывает книга, ребенок представляет. Он старается представить по описанию замки и мосты, дремучие леса, деревни, реки, корабли, сказочных героев. Если мы вместе с детьми смотрим мульфильмы, это время для них тоже важно – они чувствуют себя в безопасности, не боятся страшных моментов, им нравится вместе узнавать что-то новое, развлекаться. Но мультфильм – это готовый продукт воображения мультипликатора, режиссера, звукорежиссера. Тогда как книга помогает ребенку развивать его собственный внутренний мир.

Приобщение дошкольников к чтению

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – своего рода труд, при котором ребёнок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она развивает не только память и интеллект, но и воображение, способствует нравственному и духовному развитию личности. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.

— умеет общаться, при обучении показывает хорошие результаты;

— имеет богатый словарный запас;

— умеет слушать и слышит, понимает и усваивает любую информацию;

— у него хорошо развита слуховая память и воображение;

— читает охотно, для своего удовольствия.

Кто же должен и может приобщить ребёнка к чтению? На первой ступени этого процесса находятся родители и работники дошкольных учреждений. Поскольку именно в дошкольном детстве ребёнок, прежде всего, слушатель. А вот библиотека и школа – это последующий этап формирования уже ребёнка — читателя. Очень важно в ребёнке воспитывать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».

Одна из основных задач сегодняшнего дня – приобщение детей с дошкольного возраста к чтению художественной литературы, воспитание в ребёнке активного читателя, который начинается в дошкольном детстве. Она красной нитью проходит по всем разделам программ дошкольных образовательных учреждений, которые разработаны в соответствии с федеральными государственными стандартами.

Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка как слушателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольных учреждений и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребёнком и печатным – художественным словом. Задача же воспитателей – убедить тех, кто упускает такую возможность, в пользе чтения детям, сделать необходимым совместное чтение семейной традицией.

Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большей вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Потому, что читая детям книги, взрослые:

— расширяют представление ребёнка о мире;

— знакомят со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т.п.;

— влияют на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка;

— развивают мышление – как логическое, так и образное;

— расширяют словарный запас, память, воображение и фантазию;

— учат правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слышать, лучше узнаёт родной язык – понимает .

Читателями на всю жизнь становятся те дети, которым постоянно читали в детстве вслух, рассказывали сказки. Книгу любят те дети, чьи родители любят читать. Чтение вслух имеет большое значение и для тех ребят, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение – залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому, мамы и папы, у вас всегда должно находиться время, чтобы почитать детям! Семейное чтение – это показатель хорошей, благополучной семьи. О пользе чтения вслух говорил русский педагог К. Д. Ушинский: «…необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышаное». Дети, которым мало читали в раннем детстве , не умеют сосредоточенно слушать, поэтому им трудно в школе.

Психологи считают, что если родители читают своим детям книги, то они эмоционально уравновешенны и уверенны в себе. В моменты совместного чтения дети чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения. Во время совместного чтения у них формируется нравственное отношение к миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в сложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителями, в результате чего у него формируются представления о добре и зле, дружбе и предательстве, сочувствии, долге и чести. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу. Например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с моментами, которые могут произойти в реальной жизни.

Начиная с рождения надо обязательно петь детям колыбельные песни, в общении использовать народные мелодии, потешки, прибаутки. Годовалых малышей очень привлекают книжки – картинки и книжки – игрушки.

За первые три года, утверждают психологи, растущему человеку приходится запомнить и усвоить такой объём новой информации, какой он не приобретёт за все последующие годы . Мышление малыша очень конкретно, внимание привлекают яркие образы, чётко выделенные. То, что привлекло его внимание, малыш хорошо запоминает и ему нравится это повторять. К вышеперечисленным литературным жанрам для 2-3 лет необходимо добавить сказки, ритмичные стихи с двумя – четырьмя рифмующими строками, которые ребёнок легко запомнит и получит много положительных эмоций.

Рекомендуем прочесть:  Чёрный понос у взрослого и ребёнка: причины и лечение

Задача взрослых – любое чтение превратить в увлекательную игру, которая непроизвольно заставит ребёнка любить книжки. Первый признак увлечённости – желание и потребности малыша многократно перечитывать уже знакомую сказку. Очень точно выразил значение сказки в жизни маленького человека С. Маршак: «Сказка – это концентрат разных витаминов – вроде молока для маленьких. В ней есть все элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать».

В возрасте от четырёх до пяти лет дети очень любознательны. Для маленьких «почемучек» более осмысленным становится выбор для чтения. Приобретает значение не только иллюстрации ,их красочность, но и название сказки или рассказа. Во время чтения ребёнок уже может комментировать прочитанное, высказывать своё мнение. В этот же период большинство детей делает первые попытки научиться читать самостоятельно. Важно в этом возрасте не переусердствовать, не отбить у ребёнка возникший интерес к чтению. К концу четвёртого года жизни можно читать короткие познавательные произведения – поэтические и прозаические, которые могут удовлетворить многочисленные вопросы малыша.

Сегодня у многих детей возраст 6 – 7 лет является уже школьным. К этому возрасту, ребёнок уже может сосредоточиться на предмете своего интереса. Он в состоянии контролировать свои эмоции. У шестилетнего ребёнка происходит формирование совести, появляются моральные оценки и собственные суждения о поступках других людей и своих собственных.

Начинается важный период — активное обучение самостоятельному чтению. Вместе с тем, у ребёнка ещё сохраняется желание слушать чтение мамы. Поэтому не спешите оставлять детей один на один с книгой. Совместное чтение с ребёнком поможет укрепить вашу любовь, внесёт в жизнь новые впечатления, радость. Если ребёнку сложно читать самостоятельно, то на первых порах помогите ему — прочтите вслух текст, затем он прочтёт его сам. Отмечайте каждый успех ребёнка похвалой, тогда малыш будет стараться порадовать вас своими успехами.

Когда ребёнок пошёл в школу, его можно отнести к категории «читатель». При этом большая нагрузка, связанная со школьными заданиями — необходимость читать не то, что нравится , выводит чтение из разряда игры в разряд полезного навыка. Всё это снижает интерес ребёнка к чтению на досуге. Чтобы не допустить угасания интереса к книге и чтению, библиотекари и уже педагоги школы советуют мамам продолжать совместные чтения вслух. Пусть ребёнок возвратится к привычной роли слушателя.

Родителям и всем взрослым, которы е мечтают видеть своего ребёнка читателем , важно учитывать следующие особенности организации его деятельности:

ü чтение для ребёнка или самостоятельное чтение ребёнка должны быть систематическими, ежедневными;

ü продолжительность чтения не должна превышать 5 – 10 м инут на начальном этапе , т.к. способность ребёнка удерживать внимание ограничена;

ü во время чтения взрослый должен сохранять ровный, спокойный тон, читать с выражением;

ü чтение следует начинать и заканчивать на положительных эмоциях, если даже были отрицательные моменты;

ü необходимо похвалить ребёнка, если не за успех, то хотя бы за старание;

ü нельзя читать с ребёнком или предлагать ему самостоятельное чтение, если он переутомлён, плохо себя чувствует, болен;

ü необходимо быть внимательным не только к поведению ребёнка во время чтения, но и к его жалобам;

ü не следует переходить к чтению следующей книги, если предыдущая ещё не прочитана;

ü стараться создавать мотивацию малышу (он читает, или слушает, чтобы многое узнать);

ü не перегружать зрение ребёнка, работать с книгой при хорошем освещении;

ü ни кричать на ребёнка во время чтения, не наказывать за неудачу, не раздражаться, если неудачи повторяются;

ü полюбившуюся книжку прочитывать и перечитывать столько, сколько пожелает юный читатель;

ü создать в доме библиотеку любимых книг;

ü воспитывать бережное отношение к книгам – не рвать, если есть необходимость – починить; не выбрасывать, если книги уже не интересны ребёнку, а подарить другому малышу; сделать книгу лучшим подарком.

Будьте терпеливыми, и вы обязательно добьётесь положительного результата!

Учитель – логопед Шестакова Татьяна Петровна

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 447

За первые три года, утверждают психологи, растущему человеку приходится запомнить и усвоить такой объём новой информации, какой он не приобретёт за все последующие годы . Мышление малыша очень конкретно, внимание привлекают яркие образы, чётко выделенные. То, что привлекло его внимание, малыш хорошо запоминает и ему нравится это повторять. К вышеперечисленным литературным жанрам для 2-3 лет необходимо добавить сказки, ритмичные стихи с двумя – четырьмя рифмующими строками, которые ребёнок легко запомнит и получит много положительных эмоций.

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Заходите на наш сайт «Солнечные руки» www . sun — hands . ru

Убедительная просьба к тем подписчикам, у кого блоги и сайты в сети! Размещая статьи наших авторов на своих ресурсах, делайте обязательно активную ссылку на источник материала www.sun-hands.ru

Рекомендуем прочитать новые статьи на сайте:

Играем и гуляем легко и с удовольствием. Развивающие игры для детей на улице.

Мне до сих пор любопытно наблюдать, как родители гуляют с детьми. Любопытство оправдываю тем, что сравниваю, потому что я и муж, когда дети были маленькими, старались не просто выйти с ними на свежий воздух, но и превратить наши прогулки в интересное времяпрепровождение. А увидеть гуляющих взрослых, которые с удовольствием, увлекательно, занимательно и т.д. вели бы себя с детками – зрелище, увы, не частое. Сколько раз я была свидетельницей того, что дети были как бы обузой для мамы или папы во время прогулки! Грустно видеть, когда родители гуляют с детьми, не принимая во внимание, что они гуляют с детьми.

С попыхивающей сигаретой, с бездонной баночкой-бутылочкой пива, с кроссвордом, с непрекращающимся разговором по мобильному телефону или друг с другом — беседуют милые взрослые, стоя или сидя неподалёку от своих чад. А малышня бегает по детской площадке, или по той территории, куда родители пришли, предоставленные полностью сами себе.

Когда им становится совсем скучно, они подбегают к маме или папе и просят поиграть с ними… Варианты ответов, думаю, известны.

Я знаю, мы знаем, что взрослые гуляют с детьми, потому что малышам, бесспорно, нужен свежий воздух. Но ребенок растёт, он взрослеет, развивается и одного свежего воздуха ему уже недостаточно. И недостаточно только самостоятельного познания мира, общения с другими детьми. Ребёнок, гуляя с родителями, не хочет (и не должен) слышать вечное: «Ну иди, поиграй в песочек», «Иди, поиграй с девочкой (мальчиком)», «Иди-иди, покачайся на качельках, только не упади!», «Иди, дай поговорить…». Нужны ещё и игры с детьми, разговоры по душам и полноценное общений.

Часто я задумываюсь, почему такие «иди-иди» родители уверены, что прогулка с ребёнком обязывает их лишь к присмотру за ним. То есть, чтобы не упал, не налетел, не испачкался, не разбился, не покалечился бы. И дело не в том, что мы устали, что у нас нет времени, что болит голова, рука, нога и т.п., что хлопоты и заботы одолели. А дело в том, что нет понимания важности общения с ребёнком, пусть это даже и прогулка. Отговорки типа: «Дома поговорим (равно почитаем, поиграем, по-… делаем что-нибудь), а пока гуляй, дыши свежим воздухом (да! особенно, если папа или мама стоят у пивного ларька или рядом с оживлённой транспортной развязкой) и не мешайся под ногами». Ребёнок, конечно, какое-то время с удовольствием поиграет и сам с собой, и с другими детками, но именно какое-то время. А потом? Потом он захочет поиграть с тем, с кем вышел погулять. Потому что он думает, он чувствует, он знает, что и с нами может быть интересно. И должно быть! Ведь мы – папа и мама, бабушка и дедушка, старшие брат и сестра, мы – взрослые, которые любят своих детей, а значит должны понимать, что через игру и мы и они учимся всю жизнь, познаем мир, развиваемся.

Как мне хочется подойти к «иди-иди» родителям и сказать им: «Поймите, что вы у ребёнка ГЛАВНЫЕ, что вы не просто биологические родители с кучей обязанностей и ворохом ответственности за дитя, а заботливые, любящие папа-и-мама-учителя.

Поймите, что жизнь – это бесценный дар. И неважно кем она подарена – свыше или снизу – она действительно даётся один раз и прожить её надо так, чтобы как можно больше увидеть в этой жизни интересного, замечательного и полезного.

Поймите, что жизнь – скоротечна. И неважно, сколько тебе отмеряно – главное, оставить что-то хорошее после себя для своих детей, для тех, кому от твоего «хорошего» будет интереснее жить.

Играйте с детьми и на улице, не стойте в сторонке, показывайте им, как прекрасен мир, как интересно в нём жить, как много хорошего есть в НАШЕЙ ЖИЗНИ!»

Зато как я радуюсь, когда бываю свидетельницей «правильно» гуляющих родителей с детьми! Однажды, например, прямо специально шла за мамой с дочкой и с упоением слушала, как мама рассказывала пяти- или шестилетней девочке историю домов и улицы, по которой они шли. В другой раз, молодой папа гулял в нашем дворе с сыновьями-близнецами – первоклашками. Они расположились на скамейке и играли в числа. Папа называл чётное число, и дети по очереди должны были быстро-быстро продолжить чётный ряд чисел. Потом то же самое проделывали с нечётным рядом. Побеждал тот, кто «дальше заберётся», т.е. кто без ошибок назовёт большее количество чисел в чётном или нечётном ряду. Ребятишки сбивались, смеялись, кричали: «Давай ещё!»

Помню, ходили всей семьёй в парк и видели, как бабушка гуляла с внучкой-школьницей и рассказывала девочке обо всех деревьях, травинках, кустарниках, цветочках. И дедушек видели! Некоторые из них играли с внучатами в шахматы, шашки, а один усатый дедушка играл с внучкой в… прятки. Замечательно!

И в песочнице иногда видела родителей, помогающих построить дитятку башню или слепить кулич; и у воды, на пляже замечала пап и мам, строящих каменные крепости вместе с ребёнком; и даже в очереди (не помню уже, что за очередь была) наблюдала однажды, как длинный-длинный папа играл с сыном в «балду». Эта игра в слова довольно интересная и, между прочим, развивающая память и сообразительность. Подробней об этой развивающей игре читайте здесь.

Конечно же, и нам приходилось много гулять с сыном и дочкой. Я даже придумала такую игру-забаву под названием «Ищем буквы-невидимки», на тот случай, когда приходилось бывать с детьми не в парках и садах, где липы шелестят, а в гудящем, наполненном жизнью, большом городе. Я придумала эту игру, когда поздним летним вечером возвращалась из гостей, последний трамвай ушёл, и я шла от метро по почти безлюдным улицам домой. Смотреть было не на кого, и я разглядывала яркие вывески на магазинах, светящиеся рекламные щиты, витрины с подсветкой. И вдруг заметила, что некоторые вывески очень смешно читаются: то одна, то две, а то и три буквы в словах «не горят». Дай-ка, думаю, поиграю сама с собой в слова. Посмотрим, что получится. А получилось, что я придумала игру для сына и дочки.

В чём заключается игра? Есть два варианта.

1. Из слов, у которых потерялась буква:

Магазин «СТРОИТЕЛЬ» потерял «И». И теперь я хожу мимо «СТРОТЕЛЯ».

Кафе «КОШКИН ДОМ» потеряло «Ш». И теперь я пью чай в «КОКИНОМ ДОМЕ».

Магазин «ЦЕНТР КОВРОВ» потерял первую «В». И теперь не нужно ехать в деревню,

потому что прямо в городе есть «ЦЕНТР КОРОВ».

«ФОТО АТЕЛЬЕ» потеряло последнюю букву «Е» и превратилось в «ФОТО

АТЕЛЬ», и дочка задала мне вопрос: «А разве «отель» пишется через «а»? Это новые

правила?» «Обогнал» всех магазин «КОРОЛЕВСТВО ТЕХНИКИ», потому что потерял

в первом слове сразу 5 букв: «Р», «О», две буквы «В» и «Т»! И теперь называется более

нужно составить смешной рассказ.

2. Из букв, которые потерялись,

«Р», «О», две «В», «Т» от «КОЛЕСА ТЕХНИКИ»

нужно составить новые слова.

Выигрывает тот, кто больше составит слов, и кто смешнее придумает рассказ.

Дополнительные очки получает тот, кто придумает необычное, фантастическое, забавное или ещё какое значение новому слову. Например.

Кто такой «СТРОТЕЛЬ»? Это такое древнее животное, которое умело бегать по воде, как по земле, и понимало язык рыб и птиц.

А «КОКИН ДОМ»? Это в честь крёстной, Коки?»

Самое интересное, что даже если родители не хотят или ленятся, скажем так, сами думать, как и во что поиграть с ребёнком на улице, они могут просто почитать о существующих играх и забавах в книжках, в Интернете, поспрашивать у знакомых или сделать, как я: понаблюдать во время прогулок за родителями, играющими с детьми. Просто полюбопытствовать…

Если бы у меня была волшебная палочка, я бы непременно обязала мамочек и папочек найти возможность поиграть с ребенком на прогулке, чтобы уж если говорит один родитель другому: «Ну, я пошёл с Сашей (или Дашей) гулять», то это не значило бы, что он или она отправились отбывать повинность в каком-нибудь несимпатичном месте, далеко не предназначенном для детских игр.

А если бы я умела внушать, то я обязательно внушила бы родителям, что совместные развивающие игры на прогулке приносят детям огромное удовольствие и способствуют установлению того самого контакта, который впоследствии перерастёт и в уважение, и в доверие, и в почитание родителя, и, в конце концов, во взаимную ЛЮБОВЬ!

Кто такой «СТРОТЕЛЬ»? Это такое древнее животное, которое умело бегать по воде, как по земле, и понимало язык рыб и птиц.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения