Развитие ребенка и рисование как одна из частей развития

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Развитие ребенка и рисование как одна из частей развития. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению ученых, детское рисование участвует в развитии и согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования задействовано как конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, так и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Дошкольники в процессе рисования овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают Ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя более самостоятельными. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы, которые очень важны при начале школьного обучения.

Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Советы родителям по организации изобразительной деятельности детей

  • Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому не рекомендуется их использовать. Здесь важная роль взрослого состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному фону, способом размывки. Детей учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
  • Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
  • От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь правильно ли ребенок держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку ребенка. Необходимо сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Задача взрослого — научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом нужно с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
  • Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».
  • Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.
  • Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей проводите различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
  • Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения.
  • У ребенка свое видение, свое отношение к тому, что он рисует.
  • На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия желательно включать большое количество игровых моментов, проводить обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием «рука в руке». В дальнейшем чаще используются приемы: частичный показ, объяснение. Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно, интересно и полезно (например, пальчиковое рисование, рисование ладошками и др.).

Рисованию, конечно, родители могут обучать своих детей самостоятельно, используя свой собственный опыт и специальные методические пособия. Но очень полезны занятия по рисованию с детьми, который ведет профессиональный художник, художник-педагог, знающий все тонкости процесса обучения рисованию. В нашем развивающем центре «Летиция» занятия по изобразительному искусству (ИЗО и ИЗОТВОРЧЕСТВО) ведут опытные и высокопрофессиональные художники, имеющие специальную педагогическую подготовку. На нашем сайте и в здании центра «Летиция» можно увидеть замечательные рисунки наших детей.

  • Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения.

Польза рисования для детей младшего школьного возраста

Поделиться

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  • Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  • У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  • В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  • Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  • Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  • Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  • Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  • Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  • Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  • Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  • Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  • Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Польза рисования для детей младшего школьного возраста

У всех людей есть такие познавательные процессы как мышление, восприятие, память, наблюдение. Все они связаны с сознанием. Чем больше развиты данные процессы, тем успешнее складывается жизнь человека. Познавательная деятельность работает всю жизнь, но больше всего она проявляется в детстве, когда мозг ребенка пластичен. Один из способов формирования яркой личности — это рисование.

Рекомендуем прочесть:  Сколько длится обострение гастрита? Гастрит в стадии обострения: симптомы и лечение

Развитие детей через рисование известно очень давно. Когда малыш рисует, он не только представляет образы в своей голове, но и воссоздает их на бумаге. За счёт этого творческого занятия ребенок учится выражать себя, свои мысли, чувства, эмоции. Он показывает себя как индивидуальность.

Развитие детей дошкольного возраста средствами рисования необходимо, потому что именно в этот период у человека больше нейронных связей в головном мозге. Поэтому малыши более приспособлены к познанию нового, чем взрослые.

Влияние рисования на развитие ребенка

У дошкольников превалирует образное мышление. Чем больше новых образов он формирует в своем воображении, тем лучше у него будет развит интеллект и мыслительная деятельность. Главной мотивацией у детей для развития является творчество.

Такое свойство мышления как креативность формируется в ходе творческой работы. Рисование помогает малышу находить новые ассоциации между предметом и его изображением. Создание новых образов – это прекрасная тренировка умственной деятельности.

Рисование также способствует развитию воображения. Ведь водя кисточкой по бумаге, ребенок мысленно представляет себе и картину в целом, и её детали. Благодаря этому малыш может формировать новые связи между образами. А чем больше этих связей, тем сильнее развито воображение.

Не стоит забывать и о фантазии. Она пригодится и взрослому человеку. Фантазия помогает придумывать смелые идеи, находить нестандартные решения, изобретать новые вещи. Рисуя, ребенок прекрасно развивает фантазию, потому что ему в деталях необходимо придумать, как будет выглядеть картина.

Не всегда то, что придумал ребенок в своем собственном воображаемом мире, можно перенести на бумагу. Поэтому часто малыш видит на рисунке то, чего на самом деле нет. Это уникальное детское свойство нужно поддерживать, а не ругать.

Рисование влияет и на развитие речи. До начала процесса попросите ребенка рассказать, что он будет рисовать. Пусть он в деталях объяснит своё будущее творение. Во время рисования малыш тоже может говорить, что он в данный момент изображает. Маме с папой необходимо внимательно слушать, что рассказывает ребенок, задавать вопросы, интересоваться. Когда ребенок рассказывает вслух о своих действиях, то он лучше понимает их, у него развивается артикуляционный аппарат. К тому же такие семейные посиделки сплотят членов семьи и усилят эмоциональную связь между ними.

Когда дети ещё маленькие, их восприятие действительности несовершенно. Рисование же помогает развить его, ведь ребенок изучает объекты для изображения, замечает детали, которых раньше не видел, открывает в них что-то новое. Рисуя, малыш наблюдает и анализирует предмет.

Кроме обычных способов рисования, существуют ещё и необычные методы. Именно они не просто ещё больше развивают ребенка как личность, но и повышают самооценку. Ведь не все дети умеют справляться с акварелью, тушью, гуашью, карандашами, пастелью. Не всем удается красиво передать свою мысль на бумаге, холсте, батике. А вот нестандартные техники рисования позволяют сделать так, что любое произведение малыша будет шедевром. Поэтому каждый ребенок будет радоваться тому, что у него всё получилось. Это вселит в него уверенность в себе, замотивирует на дальнейшее творчество и раскрепостит.

  • пальцами;
  • подручными средствами (ватными палочками, зубной щёткой);
  • по стеклу и песку;
  • по тканям, камням, кружкам.

Развитие детей дошкольного возраста средствами рисования необходимо, потому что именно в этот период у человека больше нейронных связей в головном мозге. Поэтому малыши более приспособлены к познанию нового, чем взрослые.

Влияние на фантазию и воображение

Рисование развивает воображение — способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках. Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

По определению психологии, познавательные процессы — это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и наблюдательность. Иными словами – все, что напрямую связано с сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет. Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше — до 6 лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование, положительно влияя на развитие ребенка.

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Данная статья будет полезна как родителям, так и воспитателям ОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА

Итак, в онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы.
Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения.
Различают стадию «марания» , стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.

На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.

Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюллер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования».
Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули — это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2) .

Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. На этом уровне еще невозможно говорить о произвольности самого «рисуночного» движения, регуляции его силы и направления.
А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» — это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».

Часто ребенок добавляет при рисовании и вокализацию, обычно ритмически вторящую движениям руки. Сами ритмические каракули могут быть совершенно различны по своему графическому исполнению: от плохо оформленных ломаных линий до спиралевидных изображений, в которых можно увидеть уже и круг. Но ровно до тех пор, пока ребенок не называет, не «опредмечивает» изображенное, оно остается всего лишь каракулями.
Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии.
Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем — к подчинению этого движения некой ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей.

Рекомендуем прочесть:  Бальзамин лесной Недотрога обыкновенная

А.А. Смирнов (1980) отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы. за этой же первой стадией, падающей обычно на начало третьего года жизни, следует близкая к ней по объективным результатам, но резко отличная по переживаниям самого ребенка, стадия бесформенных изображений. Сейчас уже ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл нарисованного».
Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 3, 4).

Рис. 3.
Сережа, 2 г. 10 мес.
Человек (слева) и дерево (справа)

Рис. 4.
Сережа, 2 г. 10 мес.
Машина и человек

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия ). Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем — это отношение к нему самого ребенка.

Этот путь — от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному . Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
80.72%
Еще нет, почитаю.
13.25%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.02%
Проголосовало: 83

Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3–5 лет).

Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).

Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения , а скорее к области представления . На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями (В.В. Зеньковский).

По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем — намеренное изображение» (В.С. Мухина, 1985). После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения (рис. 5, 6).

Рис. 5.
Катя, 3 г. 9 мес.
Человек в домике (слева) и
дерево (справа)

Рис. 6.
Катя, 3 г. 9 мес.
Человек

Взрослые, как правило, проявляют значительный интерес к первым попыткам рисования ребенка, эмоционально поддерживают его. Но потом «из лучших побуждений» возникает желание руководить процессом рисования, и ребенку начинают показывать, как «правильно» рисовать домик, солнышко, цветок. Постоянно спрашивают, что он нарисовал.

Сначала малыш продолжает чертить свои каракули, но постепенно он начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, дает ему название, вновь и вновь рисует линии и в получившихся «каляках» пытается узнать предмет. Иногда одним и тем же линиям он дает несколько названий.
Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего возраста рисует сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом опыте связывалось с тем или иным предметом. Но первые попытки изображения разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые закругленные линии и являются лишь обозначением предмета без сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей.

Часто ребенок не может вспомнить, что за предмет он нарисовал. Поэтому ему приходится рисовать лишь те предметы, которые имеют сходство с освоенными графическими навыками. При этом ребенок продолжает искать новые графические образы и в то же время может категорически отказываться изображать те предметы, для которых у него графических образов нет. В этот период ребенок рисует только несколько конкретных предметов.
В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, — «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, — «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер) (рис. 7, 8) .

Рис. 7.
Анна, 4 г. 10 мес.
«Дом — дерево — человек»

Рис. 8.
Денис, 5 лет 9 мес.
«Дом — дерево — человек»

Существует точка зрения, что дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются не только живым воображением, но и вербальной активностью (Н.П. Сакулина). Рисунок становится в этом случае лишь опорой для развертывания рассказа, поэтому изобразительная сторона у этих детей несколько страдает, в отличие от тех, кто сосредоточен на изображении. Эти дети, активно воспринимая предметы, не только пытаются передать характерные черты объектов, но и заботятся о качестве создаваемых ими рисунков. (О.Ю. Михалёва, 2003).

На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.

Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка).

В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе ), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.
Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность. Например, изображение человека все еще схематично, но это уже не «головоног». Обязательно прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован (см. ниже описание рисунка человека).

Относительно рисунков по наблюдению не существует единого мнения среди авторов, занимающихся детским рисунком. Так, с точки зрения В.С. Мухиной, рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого, и создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, показывающие характерные черты изображаемых предметов. К. Бюллер считал, что такое рисование отражает художественную одаренность ребенка.

Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.

На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру (1924), этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа.

Тем не менее постепенно, по мере развития изобразительных навыков и в процессе обучения, детский рисунок приобретает вид пластического изображения, при котором отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.
Хорошо известно, что далеко не все дети (несмотря на достаточно развитое восприятие и пространственное мышление) оказываются способными к намеренному построению изображения. Реализация графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями, так как требует и контроля над собственными действиями.

В рисунках детей из разных стран мы можем встретить дома, деревья, цветы, машины, людей и т.д. Часто изображение человека является упрочившимся стереотипом.

Собственно, проективная трактовка рисунка может быть произведена и для ребенка пяти лет, поскольку в рисунках детей этого возраста уже отражаются национальные традиции и культурные особенности страны, эмоционально значимые сцены из семейной жизни, фантастические сюжеты и предметы детских фантазий и мечтаний.

Начиная с этого возраста при благоприятных условиях дети постепенно уходят от изображения узкого числа объектов и при поддержке взрослого преодолевают привычные шаблоны. В это время дети рисуют особенно много не только реальных объектов, но и фантастических персонажей.
Однако не все дети могут уйти от стереотипных изображений. Известно, что в силу разных причин ребенок может как бы «застрять» на узком круге тем, что безусловно будет являться отражением определенной проблемной для ребенка зоны или являться отражением инертности ребенка, стереотипности его деятельности в целом.

Отдельная тема — обучение рисованию, влияние стереотипов взрослого мира на динамику и характер сюжетов детских рисунков. Существует точка зрения (ее придерживаются художники), что до определенного возраста, лет до 12–13, вообще не нужно ни во что вмешиваться, да и позже можно «править» лишь технику. Это касается в первую очередь художественно одаренных детей.

Но в данном случае речь идет не об одаренных в графическом плане детях, а о нормативах развития рисунка. В силу этого, по нашему мнению, не следует считать, что ребенок при обучении рисованию испытывает только негативное влияние. Для развития рисунка ребенка необходимо и присвоение культуры, носителями которой являются взрослые.
Однако в развитии изобразительной деятельности наблюдается и процесс «нормативной стереотипизации». «Закрепление графических образов, превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского рисования. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. В задачи обучения входит разрушение застывших шаблонов» (Мухина, 1985).

Таким образом, можно говорить о наличии двух противоположных тенденций — развитие собственных графических образов и использование графических шаблонов. Понятно, что при прочих равных условиях развитие детского рисунка будет зависеть от того, какая из этих тенденций возобладает при работе с ребенком.

К одним из главных сюжетов детских рисунков принадлежит изображение человека. С нашей точки зрения, лучший анализ изображения именно человека в зависимости от возраста ребенка представлен в монографии Й. Шванцары (1978). Именно на эту работу мы и будем опираться в описании нормативного становления детского рисунка.

Рекомендуем прочесть:  От нервов самые эффективное народное средство. Как укрепить нервную систему

В возрасте 3,5 лет ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются отдельные детали, например обозначение глаз.

Тогда же, около 3,5 лет, прибавляется изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги.

Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5–4 лет. Первым признаком туловища бывает вертикальная линия между головой и ногами. Иногда туловище представлено в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо.

Чуть позже на самом лице возникают круги вместо глаз и круг как изображение рта. Иногда рот сразу же изображается черточкой (рис. 9) .

Часто одновременно с этим появляются волосы в виде торчащих в разные стороны прямых линий, а позднее в виде точек обозначается нос. Еще позже (около пяти лет) нормативно в рисунке появляются уши, брови, шея. Эти детали возникают почти одновременно, когда само изображение человека вполне «состоятельно». То есть присутствует голова с глазами, ртом и носом, туловище, из которого выходят палки-руки и палки-ноги (последние иногда представляют собой «кочерги»). Лишь после этого возникает еще большая детализация изображения, такая, как одежда, пальцы.
Стадия правдоподобных изображений характеризуется постепенным уходом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек.

Рис. 10.
Женя, 6 лет 2 мес.
Рисунок семьи

Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточные этапы, на которых часть изображения оформляется еще схематически.
Й. Шванцара представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом.

После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, причем часто они связаны с линией очертания туловища. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы. Волосы в большинстве случаев бывают только на очертании головы. Иногда ребенок рисует шляпу, располагая ее над головой или проводя через нее контурную линию головы. Также и первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности. Фигура мужчины обыкновенно рисуется иначе, чем фигура женщины. Женские фигуры бывают из двух частей, разделенные в талии.

Рисунок на седьмом году характерен, прежде всего, уточнением пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

На восьмом году можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю. Затруднения у детей вызывает присоединение рук. В профильном рисунке показана, как правило, только одна рука. В рисунке анфас совершенствуется изображение ног. В общем, формы закругляются и пропорции объединяются.

Следует отметить, что особые изменения в стиле рисунка человеческой фигуры отмечаются именно в возрасте между 6 и 8 годами. В шесть лет дети рисуют человеческую фигуру в большинстве случаев по частям, которые они затем соединяют, как бы монтируя фигуру (рис. 11) . Руки отходят от туловища, ноги параллельны и относительно далеко одна от другой. В 8 лет дети часто формируют при помощи одной непрерывной линии шею, плечо и руку (рис. 12). Руки обыкновенно висят вдоль туловища, а ноги сходятся «в шагу».

Рис. 11.
Женя, 6 лет 6 мес.
Рисунок семьи

Рис. 12.
Наташа, 8 лет 9 мес.
Рисунок семьи

В девять лет чаще приходится встречаться с попыткой изобразить в рисунке движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас — фигура несет, например, сумку. Лицо имеет уже большинство основных черт. Проявляются большие различия между рисунками мальчиков и девочек. Одежда уже характеризуется деталями в виде рукава, выреза, пояса, карманов и т.п. Рисунки все еще остаются плоскостными.Рисунок в десять и одиннадцать лет характеризуется попыткой накладывать тени и придавать форму, попыткой перспективного охвата. Рисунки приобретают объемность и пластичность.

В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование. Рисунки подростков все больше отражают их интересы, увлечения, переживания и т.п.
Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является знание законов развития детского рисунка. Их можно обобщенно представить следующим образом:
1) наглядность;

2) видение изображаемого в горизонтальном плане;

3) прозрачность (например, когда под платьем остаются видны округлости тела);

4) позднее возникновение перспективы.

Последний закон чрезвычайно важен, и его необходимо представить более подробно.

Так, самые маленькие дети (4–5-летние) располагают изображения рядом друг с другом, не соединяя их каким-либо замыслом. Это так называемая фаза юкстапозиции .
Затем появляется центральный сюжет (после 5 лет). Здесь уже изображения объединены сюжетом, и ребенок распределяет предметы, рисуя более отдаленный над находящимся ближе. Эта фаза развития перспективы в рисунке называется фазой суперпозиции .

Лишь позже (в норме не ранее 7 лет) ребенок начинает изображать более отдаленные предметы как предметы по размеру меньшие, нежели предметы близкие. Таким образом в изображении возникает истинная перспектива .
Это особенно важно понимать при анализе изображений, включающих в себя большое количество значимых лиц. Как понятно из вышеизложенного, расположение какого-либо человека на рисунке «над» кем-то вовсе не означает его «давления» или превосходства, а всего лишь служит показателем его размещения на заднем плане (как в проективном, так и в чисто пространственном, физическом смысле).

Аналогично поэтапно может быть рассмотрено и нормативное возникновение «цветности» детского рисунка.

На определенном этапе развития рисования у ребенка появляется потребность пользоваться цветом. При этом можно видеть, как проявляются две тенденции в использовании цвета:

· произвольное использование цвета (выбранный цвет не соответствует реальному цвету предмета, и его части могут быть окрашены в разные цвета);
· реальное использование цвета как передача обязательного признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи оттенков).
Первоначальная ориентация в цвете у ребенка идет довольно быстро. Желтый, красный, за ними синий и зеленый, а также белый, черный, серый и коричневый узнаются еще до того, как устанавливается связь между предметом и его окраской, и до того, как в рисовании появляется целенаправленный выбор цвета (ориентировочно около 3–3,5 лет).
Возраст ознакомления с цветом и его названием в большой степени связан с особенностями социокультурной среды, в которой развивается ребенок. Часто дети пользуются знанием цвета предмета, «навязанным» взрослыми, минуя собственное восприятие, что, как уже говорилось, приводит к возникновению цветовых штампов (зеленая трава, красное или желтое солнце, синее море).

Вначале, когда изображение предметов только появляется, отношение детей к цвету если не безразличное (есть краска и ладно, можно обойтись любой), то ограничено интересом к самой краске. Что изображается цветом — не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета — синими, красными, какими угодно.

В этот период ребенок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности красок. Цвет пока автономен. Так, для детей 2–3-летнего возраста характерно относительно нейтральное отношение к краске любого цвета.

На следующей ступени, в 3–4 года, возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Все «красивое» дети изображают яркими красками, а «некрасивое» — темными.

Незнание этих законов и нормативов формирования графической и содержательной сторон рисунка приводит к значительным ошибкам при проективной трактовке рисунков детей.

Опираясь на подходы Шванцары к анализу детского рисунка, мы позволили себе сформулировать основные принципы интерпретации детского рисунка и условия проведения психологического обследования, которые необходимо учитывать практическому психологу.

1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке.

2. Психолог, работающий в области диагностики, должен быть в состоянии оценить рисунок не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков.

3. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности.

4. В индивидуальной диагностике следует прежде всего опираться на рисунки, за появлением которых можно было наблюдать.

5. Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисовальный материал, например карандаши средней мягкости (М2) и т.п.

6. Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в процессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др.

7. Уровень сформированности схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом.

8. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка.
9. Рисунок является индикатором творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).
10. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации.
11. Проективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т.п.

12. Преувеличение значения проективной интерпретации рисунка вызывает значительно большее количество ошибок в психологической диагностике, чем недооценка этой интерпретации.

Психологи считают рисунок — одним из самых точных и достоверных методов диагностики душевного состояния человека. Какие сложности испытывает малыш, успевает в ли в развитии, к кому испытывает симпатию.

Материал поможет развивать изобразительные способности детей на основе ознакомления с окружающим миром.

Цель: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала.Задачи приоритетной области «Художественно-эстетическое развитие»:- закреплять умение рисовать г.

Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками.

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение, и, оказывается, совсем не зря. Современные ученые разработали методику, с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще вс.

Для формирования зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, большое значение имеет качественное развитие сохранных анализаторов, в том числе тактильно- двигательного, т.е.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координ.

Тем не менее постепенно, по мере развития изобразительных навыков и в процессе обучения, детский рисунок приобретает вид пластического изображения, при котором отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета.
Хорошо известно, что далеко не все дети (несмотря на достаточно развитое восприятие и пространственное мышление) оказываются способными к намеренному построению изображения. Реализация графического образа связана для ребенка с немалыми усилиями, так как требует и контроля над собственными действиями.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения