Как повысить аппетит у ребенка, если он плохо ест

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Мой малыш плохо ест. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

«М не не вкусно, я это не буду, я есть не хочу!» – очередной отказ от еды и очередная головная боль для родителей. Период «нехочучки» знаком каждому родителю: это естественный этап, который начинается около двух лет и заканчивается примерно к пяти годам. В этот период активный рост немного замедляется, ребёнку необходимо меньше калорий, прибавка в весе составляет около 1-2 кг в год. Однако, начиная с этого периода, важно уметь вовремя распознать, где заканчивается естественный этап и начинаются проблемы со здоровьем.

Если ребёнок весел, подвижен, его общее состояние не вызывает замечаний у педиатров, то волноваться не стоит.

«Плохоежки», как правило, эмоционально реагируют на любые внешние раздражители, будь то рождение братика или сестрёнки, новый садик, переезд и другие события. Отказ от еды может усиливаться из-за желания привлечь к себе внимание. Как правило, малоежки – это дети, которые не плохо едят, а просто не едят то, что хочется их маме. Ведь что нужно маме? Ей нужно, чтобы ребёнок кушал. Вид полной тарелки, которую уныло ковыряет малыш – это повод для беспокойства. Мама думает, что с ребёнком что-то не так – болеет, не вырастет и так далее. А что нужно ребёнку, чтобы есть? Может быть, мультики помогут? Или надо сначала на ложках поиграть? Наказать, чтобы рот вовремя открывал? Так вот, ничего из вышеперечисленного.

Для того, чтобы начать есть, ребёнку требуется только одно – голод.

Поэтому первое и, пожалуй, основное правило – ограничить перекусы. Даже одна небольшая печенька может сильно перебить аппетит перед основной едой. Есть несколько хитростей, которые помогут сгладить непростой период пищевого развития ребёнка. Например, фигурки из продуктов. Необязательно делать кулинарные шедевры, как известная детская гастроном-фантазёрка Ида Фроск, но солнышко из морковки можно изобразить легко. Дети, как и взрослые, любят кушать «глазами».

Учим и употребляем новое для ребёнка слово – «деликатес»: новые продукты размером с чайную ложку. Пирамида из брокколи на тарелке размером с полстола испугает кого угодно. Детям нравится торговаться и договариваться, хотя нас, родителей, это часто нервирует. Попробуйте поиграть по правилам ребёнка и договориться. Например, если малыш требует макароны, то хорошо, пусть это будет целая тарелка аппетитно дымящихся макарон, но только после того, как попробует пару кусочков рыбы. Именно пару кусочков, а не тушку целиком с головой и хвостиком. Поставьте две тарелки перед глазами ребёнка – маленькую с рыбкой поближе и большую с макаронами подальше. «Солнышко моё, попробуй рыбку, получишь макарошки» – нежно, ласково и с самой доброй маминой улыбкой. Если попробует, радуемся, что получилось.

Количество неважно в данном случае, главное, чтобы ребёнок понял, что от него хотят и что пробовать не так уж страшно.

Если не пробует, то макароны, к сожалению, так и останутся остывать на столе. И, конечно, никакой другой еды перед сном. При этом никакого давления. Торгуемся за рыбку не более получаса. Если результат нулевой, то можно сказать что-то вроде: «Не хочешь кушать? Ничего страшного, завтра попробуем снова».

Ребёнку необходим режим, одни и те же часы для еды, игры, отдыха и сна.

Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке – без телевизора и шумных игр. Ничего страшного, если ребёнок ляжет спать, не поужинав. Захочет есть – поест. Данную методику можно повторять несколько дней, предлагая пробовать новые продукты по чайной ложке и кормить малыша любимой привычной едой. Если быть спокойной, настойчивой и не нервничать, эффект не заставит себя ждать.

Ещё один важный момент – уважать вкусовые предпочтения своего ребёнка: если на дух не переносит цветную капусту, но ест брокколи, не нужно наказывать за отказ от цветной капусты. Если предпочитает яблоки грушам, можно покупать яблоки. У малышей с рождения уже имеются свои вкусовые предпочтения.

Когда у ребёнка наблюдается упадок сил, апатия, и он теряет в весе, тогда потеря аппетита становится угрозой для здоровья. Физиологически это выглядит следующим образом: у детей запасы глюкозы, необходимые для поддержания нормального уровня сахара в крови расходуются быстрее, чем у взрослых. Поэтому так важно, чтобы ребёнок питался правильно, небольшими порциями несколько раз в день. Когда ребёнок не ест или ест беспорядочно, употребляя «вредные» жиры (продукты фастфуда, например), тогда организму не хватает глюкозы, и, чтобы восполнить недостаток энергии, он начинает расходовать жиры. При расходовании жировых запасов образуются кетоны (ацетон) – вещества, которые отравляют организм. Большое количество кетонов могут спровоцировать «кетоновый криз», при котором без помощи медиков уже не обойтись. Для того, чтобы избежать кетонового криза и его последствий, нутрициологи рекомендуют вводить в рацион «плохоежки» следующие продукты:

Рекомендуем прочесть:  Спиртовые растворы и настойки обладают свойствами

апельсиновый сок (достаточно 50 мл) за полчаса до основной еды – стимулирует аппетит;

кусок хлеба вместе с основным блюдом (кусок белого батона, пресная булочка);

медленные углеводы (картошка, рис, макароны, бобовые);

пивные дрожжи. Их можно добавить в йогурт, молоко, сок. Пивные дрожжи содержат много необходимых аминокислот, хром, цинк, фолиевую кислоту, а также богаты железом, витаминами группы В.

десерт: сладкий йогурт, мармелад, фрукты или сироп из фруктов.

Самое главное – иметь терпение, придерживаться режима, проявлять твердость, иметь творческий подход, и постепенно, шаг за шагом, этап неприятия еды уступит место здоровым пищевым привычкам.

Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:

Количество неважно в данном случае, главное, чтобы ребёнок понял, что от него хотят и что пробовать не так уж страшно.

Знакомая еда вкуснее

В детском саду всех детей кормят одинаково. Но не у всех детей одинаковый аппетит. Почему одни дети едят с добавкой, а другие в это время ковыряют ложкой в тарелке и морщат нос?

Например, очень часто морщат нос и отодвигают от себя тарелку, когда на гарнир дают вареную свеклу. Мама Степы возмущается: «Это же никто не будет есть! Зачем это готовят! Дети же останутся голодными!». А Федя при этом все съел и просит добавки. Мама Степы удивляется и спрашивает маму Феди: «Ваш ребенок так любит свеклу?». «Да! Я сама люблю свеклу! Я часто ее варю и ем прямо кусочками». Все просто. Федя любит свеклу, потому что мама любит свеклу и часто ее готовит. Это не столько вопрос наследственности вкуса, сколько привычки.

Есть в меню детского сада блюда, которые с аппетитом едят все дети — картофельное пюре и макароны. Полагаю, не потому, что это обалденно вкусные блюда, а потому, что эти блюда часто готовят дома, и дети к ним привыкли. И напротив, суфле из печени у многих детей непопулярно, потому что имеет непривычный вкус и непривычную форму. Вы часто готовите дома суфле из печени с молочной подливкой? Лично я никогда.

Ленивые вареники малыши едят лучше, чем творожную запеканку. Странно. Состав почти идентичен: творог, мука, яйцо. Разница в форме. А если еще назвать вареники пельмешками (ну ведь похожи!), то дети лопают с удовольствием. Пельмени — знакомое блюдо, настороженности не вызывает. Дети привыкли считать пельмени вкусными. Великая сила привычки.

Откуда берется плохой и хороший аппетит у детей

Я уже достаточно много сказала о том, как не надо кормить ребенка. Пора уже поговорить о том, как надо. Что могут сделать родители, чтобы у ребенка был хороший аппетит.

Я не буду отстраненно рассуждать о факторах, влияющих на аппетит. Я, как обычно, буду приводить конкретные примеры.

Зачем пробовать новые блюда

Все новое — непривычного цвета, непривычной формы — вызывает настороженность. Со временем дети адаптируются к детсадовским блюдам. Привыкают есть суфле, запеканки, зразы. Но эту способность к адаптации можно натренировать, если и дома часто предлагать ребенку пробовать новые блюда.

Есть большая вероятность того, что новое блюдо ребенку не понравится. Не потому, что не вкусно, а просто еще не привык. Мы так устроены: все новое воспринимаем с осторожностью. Недели через две можно снова предложить ребенку это же блюдо. Может быть, с третьего раза он его «распробует» и полюбит. Главное — чтобы попробовал. «Можешь не есть, но попробовать — обязательно!».

В моем советском детстве я видела бананы только на картинках. Почему-то не привозили бананы в магазины маленького уральского городка. Впервые банан я попробовала в 9 лет в гостях у родственников в Иркутске. Первое впечатление: неприятный, вязкий, безвкусный. Ну, не смородина. Лояльность к бананам появилась у меня позднее, уже в студенчестве, когда они стали продаваться на каждом углу — самый простой и дешевой способ перекусить между лекциями. Привыкла к их вкусу.

Иногда на гарнир я готовлю стручковую фасоль. Санька ее любит, а Сенька — нет. Разные вкусы? Возможно. Но если проанализировать историю появления этого блюда в семейном меню, тоже можно сделать вывод о влиянии на вкус жизненного опыта.

Стручковая фасоль — садоводческий эксперимент бабушки. Часть нового урожая бабушка привезла нам в уже приготовленном виде с инструкцией: «Перед употреблением разогреть». Сеньке на тот момент было 7 лет. 7 лет, благополучно прожитых без стручковой фасоли. 7 лет — возраст окрепших предубеждений: «Это я не ем!».

А Саньке был 1 год — полная свобода от гастрономических предубеждений, когда на вкус оценивается даже то, что в принципе несъедобно. Сашка с любопытством тянулся к маминой тарелке. Гладкий зеленой стручок был восхитительной альтернативой протертой брокколи.

Кстати, о брокколи. Брокколи Санька тоже ест. А Сенька — нет. Опять же потому, что в раннем детстве с ней не встретился. Это было мое предубеждение, что брокколи вкусной быть не может. И я предлагала ребенку другие овощи — кабачки, цветную капусту, морковку.

Рекомендуем прочесть:  Глицериновые свечи при геморрое: отзывы и инструкция по применению

Позднее прочитала об одном эксперименте, в котором проводилось исследование взаимосвязи между той едой, которую выбирают взрослые, и едой, которую они получали в раннем детстве. Выяснилось, что взрослые предпочитают еду того же цвета, что и еда в их раннем детстве. Получается, Сенькина нелюбовь к зеленым овощам может быть из-за того, что в раннем детстве в его тарелке отсутствовал этот темно-зеленый цвет. Предлагая ребенку еду разного цвета, мы расширяем его гастрономические рамки. Впоследствии он будет с готовностью пробовать незнакомую еду привычного цвета.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
81.71%
Еще нет, почитаю.
12.2%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.1%
Проголосовало: 82

Как еще улучшить аппетит

Конечно, есть еще прямая зависимость аппетита и темперамента, аппетита и двигательной активности ребенка. Андрюша, которого за период прогулки в детском саду пришлось два раза снять с забора, три раза вернуть с соседнего участка и один раз поймать при попытке бегства из садика, съедает за обедом больше, чем Наденька, просидевшая всю прогулку в песочнице.

Предлагая ребенку разнообразную и разноцветную еду, помните про тонкий психологический момент: главное не начать уговаривать! Лучше позвольте ребенку проголодаться. Чтобы у ребенка нормальное отношение к еде: «Еда — это то, что утоляет голод» не трансформировалось в убеждение «Еда — это то, чем постоянно досаждают родители». Когда еда ассоциируется только с позитивными моментами, аппетит гораздо лучше.

А если еще и привлекать ребенка к процессу приготовления, дать ему возможность творить на кухне, экспериментировать с ингредиентами, выбирать продукты для ужина в магазине, то у маленького гурмана вообще не будет проблем с аппетитом.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Иногда на гарнир я готовлю стручковую фасоль. Санька ее любит, а Сенька — нет. Разные вкусы? Возможно. Но если проанализировать историю появления этого блюда в семейном меню, тоже можно сделать вывод о влиянии на вкус жизненного опыта.

Ограничить сладости

Очень часто родители, движимые желанием во что бы то ни стало накормить ребенка, поощряют его капризы и дают ему не полезную еду, а то, что ему хочется в данный момент. А хочется детям обычно сладкого. Все продукты, содержащие сахар, притупляют чувство голода и надолго снижают активность слюнных желез. Но хотя ребенок, подкрепившись печеньем, не испытывает потребности в другой еде, его организм продолжает нуждаться в витаминах и микроэлементах из полезных продуктов. Выход прост: не разрешать ребенку заменять сладостями полноценный обед, а также «кусочничать» между приемами пищи. Следует оставлять сладкое на десерт. Если при этом соблюдать режим питания, аппетит восстановится уже через несколько дней.

Плохой аппетит у ребенка – жалоба, которую педиатры слышат практически от каждой матери. Обычно отказ от еды относят к разряду детских капризов, но в некоторых случаях это может быть тревожным симптомом, и его нельзя игнорировать.

Хроническое недоедание опасно для нормального роста ребенка: результатами становятся слабость иммунитета, снижение мозговой активности, ухудшение памяти, частые болезни и даже отклонения в развитии. По какой бы причине оно не возникло, недоедание – стресс для организма, при этом он испытывает нехватку питательных веществ. Выявить причину отсутствия аппетита и устранить ее – важная задача родителей и врача-педиатра.

Соблюдать режим питания

Нарушение режима питания является основной причиной плохого аппетита у детей. Часто родители не считают нужным соблюдать такой режим: ребенок принимает пищу бесконтрольно, иногда пропускает завтрак, перегружает желудок едой в вечернее время. Между тем отсутствие графика приема пищи – серьезная ошибка, которая может привести не только к потере аппетита, но и к заболеваниям пищеварительного тракта.

Если ребенок питается в одно и то же время, к моменту трапезы вырабатывается достаточно пищеварительных соков, которые стимулируют чувство голода. В результате появляется здоровый аппетит и съеденное переваривается полноценно и быстро. Если прием пищи происходит беспорядочно, выделение пищеварительных соков постепенно снижается, как и аппетит. Чтобы избежать этого, рекомендуется соблюдать режим кормления, например, тот, что используется в детских садиках:

  • 00-9.00 – завтрак;
  • 00-13.00 – обед;
  • 00 – полдник;
  • 00 – ужин.

При трапезе не следует ни торопиться, ни затягивать пребывание за столом. Если ребенок ест вовремя, тщательно пережевывает еду и соблюдает режим дня, чередуя приемы пищи с занятиями и играми на свежем воздухе, проблем с аппетитом, как правило, не возникает.

Вести активный образ жизни

Педиатр Е. О. Комаровский полагает, что именно пассивность часто является первопричиной отсутствия аппетита у ребенка. Проводя время у компьютера либо телевизора, дети не испытывают потребности в больших объемах пищи, ведь их энергопотери при этом минимальны. Не нуждаясь в питательных веществах, организм не сигнализирует об их нехватке чувством голода, в результате чего ребенок ест вяло и неохотно.

Подвижные игры, занятия на свежем воздухе вызывают немалый расход энергии за счет интенсивной мышечной активности. Организм реагирует на затраты сил повышенной потребностью в еде. Так, ежедневные 1,5-2-часовые прогулки на свежем воздухе, по мнению Комаровского, в большинстве случаев спасают родителей от детских капризов за столом.

Очень часто родители, движимые желанием во что бы то ни стало накормить ребенка, поощряют его капризы и дают ему не полезную еду, а то, что ему хочется в данный момент. А хочется детям обычно сладкого. Все продукты, содержащие сахар, притупляют чувство голода и надолго снижают активность слюнных желез. Но хотя ребенок, подкрепившись печеньем, не испытывает потребности в другой еде, его организм продолжает нуждаться в витаминах и микроэлементах из полезных продуктов. Выход прост: не разрешать ребенку заменять сладостями полноценный обед, а также «кусочничать» между приемами пищи. Следует оставлять сладкое на десерт. Если при этом соблюдать режим питания, аппетит восстановится уже через несколько дней.

Что должно быть в здоровом рационе ребёнка?

Питание должно быть сбалансированным, состоять из белков, жиров и углеводов.

  • В рекомендованном рационе детей 2–3 лет белки составляют Dietary Recommendations for Healthy Children около 20% всей еды, жиры — 30–35%, углеводы — 45–65%.
  • Для детей 4–18 лет рацион ориентировочно включает 10–30% белковой пищи, 25–35% жиров и 45–65% углеводов.
Рекомендуем прочесть:  Чем опасны тараканы для человека и какие болезни они переносят

Для детей здоровое питание особенно важно, потому что они растут и развиваются. Им нужен белок для мышц, кальций и фосфор для укрепления костей, железо для доставки кислорода к органам и тканям, в том числе к мозгу. Чтобы набрать нужное количество белков, жиров и углеводов, сбалансированный рацион должен включать шесть групп продуктов:

  • Мясо, рыба и яйца.
  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Молочные продукты.
  • Сложные углеводы (цельнозерновой хлеб, крупы, макароны из твёрдых сортов пшеницы).
  • Бобовые.

Среди продуктов для ребёнка должны быть хотя бы 2–3 из каждой группы.

Начните с себя

Ребёнок повторяет за вами всё, что вы делаете, в том числе перенимает ваши пищевые привычки. Почему он должен есть овсяную кашу и брокколи на пару, если вы с таким аппетитом жуёте пирожные и жареную картошку?

В семье не работают двойные стандарты: либо вы все питаетесь правильно (хотя бы на виду у детей), либо позволяете детям есть не самую полезную пищу.

Фантазируйте с оформлением блюд

Чтобы ребёнку захотелось съесть блюдо, оно должно выглядеть красиво. Соорудите из сваренных овощей смешную рожицу, выложите велосипед или украсьте блюдо овощным соусом. С помощью формочек для печенья сделайте фигурки из болгарского перца, баклажанов и кабачков. Необычные «гармошки» из овощей можно создавать с помощью фигурных тёрок и ножей.

Не заставляйте доедать

Не ругайте ребёнка, что он не съел всё. Возможно, вы положили ему слишком большую порцию и он физически не может с ней справиться. Навык «остановиться, когда наелся» важный и пригодится во взрослой жизни.

Заведите пищевой дневник и фиксируйте в нём всё, что ест малыш. После недели наблюдений проанализируйте записи, а лучше покажите их педиатру или гастроэнтерологу. Помните, что главный показатель — это сбалансированность питания, а не просто количество съеденного. Вы ведь не будете рады, если ребёнок съест целиком пачку печенья — какой толк от «пустых» калорий?

Выпуск Школы доктора Комаровского «Я кушать не хочу»

Режим питания не установлен

Для формирования должного аппетита, ребёнок должен привыкнуть есть в подходящее для этого время. Например, даже взрослый человек не хочет есть сразу после пробуждения. Не стоит также приглашать ко столу детей во время игр, когда ребёнок увлечён своими занятиями либо игровым процессом. При устоявшемся режиме дня время, выделенное для игры и для сна, прогулок и обеда, формирует у ребёнка привычку есть в определённые часы. Чтобы малыш не был нервным и капризным, сформируйте режим дня ребёнка, и меняйте его постепенно по мере взросления.

Перекусы между едой

Для нормализации аппетита важно, чтобы ребёнок не «кусочничал». Если в зоне доступа детей находятся всевозможные сладости и лакомства, ребёнок непременно будет отдавать предпочтения в еде временным перекусам, чем полноценному обеду. Следите за тем, чтобы под рукой у детей не было конфет, шоколада и печений, и давайте все угощения после приёма здоровой и сбалансированной еды.

Факторы, отвечающие за аппетит

  • Скорость обмена веществ в организме и концентрация в крови продуктов метаболизма
  • Степень усвоения питательных веществ, поступивших в организм
  • Объем жирового запаса в организме
  • Недостаток в организме воды
  • Температура тела человека, а также окружающей среды
  • Внешние раздражители: вид пищи, время приёма пищи, запах еды

Продукты обмена веществ, в особенности концентрация в крови глюкозы, являются весомым фактором, воздействующим на аппетит. Резко поднять уровень сахара легко, достаточно ребёнку съесть шоколадку или выпить сладкую газировку. Этот метод — не лучший способ поддерживать аппетит на должном уровне, так как влечёт за собой иные нарушения здоровья у ребёнка: гиперрексию и булимию, нарушения работы пищевого центра. Для поиска путей выхода из ситуации нужно найти причину снижения или отсутствия аппетита.

Быстрому восстановлению детского организма помогут витамины (в особенности А, С, группы В) и микроэлементы (железо, йод, селен), утраченные во время болезни. Восполнить дефицит помогут витаминно-минеральные комплексы, выбор которых делают по рекомендации врача.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения