Беседа с детьми подготовительной группы о лекарственных растениях

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Беседа о лекарственных растениях «Лекарственные растения нашего края». Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

Закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах.

Просмотр содержимого документа
«Беседа о лекарственных растениях «Лекарственные растения нашего края»»

Беседа о лекарственных растениях

«Лекарственные растения нашего края»

• закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах;

• различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;

• познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.

• активизировать словарь: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, подорожник.

иллюстрации и фотографии растений, гербарий цветов, аптечные упаковки с травяными сборами.

— Ребята, вы много знаете о лекарственных растениях нашего края. Эти растения помогают нам лечиться от различных болезней. Нужно только знать и уметь ими пользоваться. Уже много лет люди передают своим потомкам знания о лечебных свойствах разных трав. И мы с вами попробуем составить свои «Рецепты от болезней».

На поляне за ручьями Солнце с белыми лучами. В серединке – желтый глаз, Смотрит ласково на нас!

— Ромашка – это лекарственное растение. Отваром из ромашки можно полоскать горло, лечить ангину. Ромашка растет на солнечных местах.

— А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте себя лепестками ромашки. И послушайте стихотворение: Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке. Такие веселые эти ромашки – Вот-вот заиграют, Как дети, в пятнашки. (Е. Серова)

— А вот еще загадка про цветок: Есть один такой цветок: Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок — и нет цветка.

Что вы знаете об этом цветке?

— Одуванчик — тоже лекарственное растение. Его заваривают для улучшения аппетита, лечат зубную боль. А из цветков одуванчика варят вкусное варенье. Одуванчики растут по всей нашей земле. И на территории нашего сада они тоже растут.

— А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки, На конце его — сережки. На земле лежат листики – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг, Лечит раны ног и рук.

— Как вы думаете, почему это растение так называется?

-Действительно, подорожник растет вдоль дорог. А еще его называют лесным путешественником. Потому, что он шагает с нами по всем лесным тропинкам и даже на наших улицах растет вдоль дорог и тротуаров. У него очень прочные корни и упругие листики с крепкими прожилками. В народе про него говорят: «Мал, да с хитринкой: летом солнце печет, а под его листиками влага сохраняется».

— Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью подорожника?

— Всем известное лекарственное растение подорожник поможет остановить кровь, если вы случайно поранили руку или ногу, а у вас нет с собой бинта. Нужно взять листочек этого растения, промыть его и приложить к ране. Подорожник обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим свойством.

-Ребята, посмотрите, а какие маленькие скромные цветочки еще растут у нас. На что они похожи?

— Мать-и-мачеха обыкновенное — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» — Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев.

-Почему же цветок получил такое название?

Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.

А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.

— Еще очень много лекарственных растений можно найти в окрестностях нашего города : на лесных полянах, на лугах, в лесу. Май является началом бурного развития растительности. Повсюду люди могут найти помощь у природы. Только нужно изучать, любить, и беречь природу своего края. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая здравница для человека – это природа!

— Растения – наши самые верные, но и самые беззащитные друзья. Поэтому лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. А дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений:

• Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений.

• Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

• Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

• Необходимо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

• Собирать лекарственное растение нужно в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса.

• Собирать растения нужно в лесу или на лугу, где нет вблизи дорог, чтобы растения не были отравлены газами из выхлопных труб транспорта.

• Сушить растения нужно в тени.

• Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.

— Все свое богатство природа щедро дарит людям. А нам нужно научиться беречь ее!

— А сейчас лекарственные травки нас угостят вкусным и полезным чаем. Угощайтесь на здоровье! (Дети пьют чай с шиповником)

Дидактическая игра «Узнай по запаху». (Детям предлагаются мешочки наполненные листьями: смородины, мяты, мелиссы)

Дидактическая игра «Аптека». (Один воспитанник описывает лекарственное растение, а другой угадывает и называет его лечебные свойства и подает упаковку) .

-Молодцы, теперь вы знаете от каких болезней и какими лекарственными травами можно лечиться. И ваши рецепты и советы помогут вашим родителям!

• Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений.

Today’s:

Популярные материалы

Лекарственные растения Краснодарского края. Исторические особенности

Использовать растения для лечения разных недугов начали ещё первобытные люди, которые заметили, что больные животные выздоравливали при поедании некоторых трав. Ещё в Древнем Египте, Индии и Китае существовали письменные трактаты, где рассказывалось о видах и способах применения трав в лечении. Тибетская медицина, которая возникла на основе древнейшей индийской, появилась более 3 тыс. лет до нашей эры. То же самое можно сказать и о русской народной медицине, которая накопила многовековой опыт и теперь активно используется людьми.

Давайте рассмотрим виды лекарственных растений Краснодарского края и их применение. Их можно условно разделить на следующие группы:

  • Лекарственные травы, помогающие при желудочно-кишечных недомоганиях.
  • При болезнях печени.
  • При сердечно-сосудистых заболеваниях.
  • Сборы трав, которые хорошо влияют на нервную систему.
  • Отхаркивающие настои.
  • Мочегонные.
  • Противовоспалительные и противовирусные.
  • Травы, которые улучшают обмен веществ.
  • Противоаллергические.
  • Для лечения кожи и волос.
  • Противопаразитные.
  • При болезнях глаз.

Как видно на фото, лекарственные растения Краснодарского края чаще всего используются в виде сборов, где, как правило, одно растение усиливает воздействие другого. Есть много пациентов, в особенности из сельской местности, которые сохранили рецепты народной медицины и с удовольствием прибегают к лечению хворей настоями из чудодейственных трав. Свойства лекарственных растений Краснодарского края просто удивительны. Травы способны не только остановить, но и предотвратить развитие воспаления на любой стадии.

К тому же лечение травами не наносит абсолютно никакого вреда человеческому организму, способствует выздоровлению при тяжёлых травмах, ожогах, ранениях, инфаркте миокарда, инсульте. Фитопрепараты, сделанные из трав, имеют характерные особенности: постепенный терапевтический эффект, мягкое и размеренное действие.

Беседа, что такое лекарственные растения цель. Беседа с детьми подготовительной группы о лекарственных растениях

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями Задачи: — Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям. Предварительная работа: — Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения? Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней. Воспитатель: Все травы – лекари — душица,И зверобой, и медуница,И земляника, и черника,И брусника с голубикой.Чистотел, полынь, калина,Лен, календула, крапива.Травы, где найти такие,Знают жители лесные.Вот о чем они для нас,Поведут сейчас рассказ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения. Ответы детей.

Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений». Дети называют:- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.- Нельзя пробовать растения на вкус.- Нельзя рвать много растений.- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д. Ребенок: — На лугах, полях растётЦветом розовым цветёт,Заварить им можно чай.Ты мне быстро отвечай!Что за травка? – (иван-чай).Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

Ребенок: Белый горошек,На зелёной ножке,Зреет, раскрывается,В колокольчик превращается!(ландыш)Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.

Ребенок: Пряность это и приправа,Чай с ней удался на славу,Догадаются ребята,Ну, конечно, это…(мята)Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.

Ребенок: Что за странные цветкиПод названьем Ноготки?Так похожи на ромашки –Все в оранжевых рубашках.(календула)Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.

Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,Первым дарят нам они.Как их правильно назвать,Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.

Физкультминутка «Одуванчик» Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.На поляну налетит,Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)Одуванчика тычинки.Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)И сольются с небосводом. Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:- Лечит мята невралгию,А свекла — гипертонию,Земляника гонит соль,А шалфей — зубную боль,- Арбуз кушай при нефрите,А бруснику — при артрите,Чтобы было больше сил,Не забудь про девясил.- Клюква вылечит цистит,Редька — кашель и бронхит,Головную боль — калина,А простуду — чай с малиной.- Печень подлечи рябиной,Сердце — мятой и калиной,Чтоб не ведать диабета,Топинамбур ешь все лето.- Астму вылечи иссопом,Мочевой пузырь — укропом.Раны, язвы, геморройПодорожником промой.- Коль отеки у тебя -Хвощ попей и семя льна,Мажь мозоли чистотелом,А веснушки — тертым хреном.- Зверобой не забывай,Чай с ним чаще потребляй,Пей шиповника настой.Будешь бодрый, молодой. Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.Для приготовления салата, нам потребуется:- 100 гр. листьев одуванчика;- 90 гр. зеленого лука;- 25 гр. петрушки;- 15гр. растительного масла;- 1 яйцо;- соль, уксус, перец по вкусу.Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.

Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице. Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы. Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения»..Берегите природу и здоровье.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д. Ребенок: — На лугах, полях растётЦветом розовым цветёт,Заварить им можно чай.Ты мне быстро отвечай!Что за травка? – (иван-чай).Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье — желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте — загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке — микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)
Рекомендуем прочесть:  Тест 26 день цикла

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз — его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение — чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет — цветки и листья; кора и корни — до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями — дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: — Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
— Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
— Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари — душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений». Дети называют:
— Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
— Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
— Нельзя пробовать растения на вкус.
— Нельзя рвать много растений.
— Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
— После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: — На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.

Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.

Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.

Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.

Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
— Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
— Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
— Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
— Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
— Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
— Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым хреном.
— Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
— 100 гр. листьев одуванчика;
— 90 гр. зеленого лука;
— 25 гр. петрушки;
— 15гр. растительного масла;
— 1 яйцо;
— соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.

Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений.

Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, хвощ, мать-и-мачеха, ромашка.

2. Засушенные растения, отвары трав.

3. Гербарий «Растения нашего края».

(Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками
лекарственных растений. На столах — гербарий.)_

Ведущий колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

(На колобке приколоты растения из гербария. Колобок снимает с себя
мать-и-мачеху).

КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха
КОЛОБОК: а вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: у него с одной стороны листочек тёплый — мать, а с другой холодный — мачеха, как в сказке «Крошечка хаврошечка». Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: а кто знает, как его бабушка с дедушкой называет?
Если дети не знают, колобок объясняет.
«одуван». Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок
подсказывает.
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе «майский мёд»
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь ужалит. От неё то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на «лошадиный хвост» никто не знает что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще. Им его бабушка лечила, когда у него болело горло.
А чем ещё горло поласкают?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение, похожие на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили.?

Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.

Игра «ОДУВАНЧИК»
КОЛОБОК говорит: Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
-Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети
приседают)
-Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
можно повторить 2-3 раза.

КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем — то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно:

1. нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.

КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

Залужная Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие в страну лекарственных растений». Это конспект итогового мероприятия с детьми в проектной деятельности по теме: «Лекарственные растения рядом с нами». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну лекарственных растений»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:
Коррекционно – образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них (познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка», «ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).
Коррекционно – развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и — мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!
Физминутка: «Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы — хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник (ребенок в шапочке подорожника) :Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.
Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).

Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» — синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка: «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Рекомендуем прочесть:  Гиперактивный ребенок: признаки: что делать: лечение

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей) . А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика) .
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей) . Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое — ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.

в подготовительной к школе группе

1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.

Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года — это источник радости и здоровья.

Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?

Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

Сначала отгадайте такую загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава?»

Ну конечно, это мох. Мох в походе вместо ваты. В войну им пользовались партизаны, прикладывали его к ранам, и раны быстро заживали.

(на прогулке в лесу можно показать детям, как мох словно губка, впитывает влагу).

Легко в лесу найти и гриб-дождевик. Это круглые белые шарики на лугах, полянах. (Показать на картинке детям).

Это и есть гриб-дождевик. Когда гриб незрелый, его белая прохладная сердцевина может заменить пластырь, она обладает антибактериальными свойствами. А споры зрелого дождевика останавливают кровотечение. Стоит только коричневым споровым порошком посыпать рану, как кровь перестанет течь.

Такими же свойствами обладает подорожник!

скромный, невзрачный листок, —

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.

Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же — это ягоды!

Летом в лесу созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (показать).

Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.

Земляника — не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку, — это лесная малина. Любят ее и лесные животные — насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде.

Многие растения — настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витамина С содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце. «Белые горошинки на зеленой ножке» — так говорится о нем в загадках. Конечно — это ландыш. Из-за красоты своих душистых, белоснежных цветов, ландыша с каждым годом становится все меньше, поэтому собирать их в букеты не надо.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорится об отваре из ромашки аптечной.

И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много — в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Кроме бесед можно проводить небольшие игры.

1. «Путешествие в лесную больницу».

2. Дидактическая игра «Угадай-ка».

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны, —

И отступят все болезни.

  • Лесная аптека. (Сказочная энцикл. лекарственных растений). Изд «Аквилегия-м», 2009

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
74.76%
Еще нет, почитаю.
18.45%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.8%
Проголосовало: 103

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Какую траву и слепой узнает?

Желтые глазки на солнце глядят,

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

А уж на ниточках жемчужины

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

С какой же травкой пить настой?

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

В ней перечислены основные свойства растений

А простуду — чай с малиной.

А веснушки — тертым хреном,

  • Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  • Из лекарственных растений делают лекарства.
  • Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.

Многие аптечные препараты производятся с включением натуральных эссенций и растительных компонентов в качестве основных действующих веществ. Смысл тратить уйму денег, на синтетически производимые лекарства, имитирующие действие натуральных компонентов, если в некоторых случаях можно воспользоваться непосредственно дарами природы. Мы ни в коем случае не отрицаем эффективность медикаментов, но хотим ознакомить вас с лекарственными травами, которые в случае чего могут вам пригодиться.


Из цветков календулы можно делать настойки и мази, т.к. календула обладает успокаивающим, заживляющим и антибактериальным действием. Можно также очищать лицо домашним тоником из залитых кипятком цветков календулы, успокаивать кожу при ожогах и после долгого пребывания на солнце. Многие любят чай из календулы.


Одуванчиков много в конце весны. Настойка из цветков одуванчика это замечательный компонент для компрессов при артрите. Это прекрасное средство для успокоения начальных этапов воспаления и для заживления ран. Молочко из листьев одуванчика часто применялось для заживления ссадин. Чай из одуванчиков выводит токсины из печени и облегчает последствия переедания после застолья.


Из ягод бузины принято делать сироп. Это отличное средство для профилактики простудных и вирусных заболеваний, аминокислоты в ягодах обладают обширным иммуностимулирующим действием. После перенесения простудных заболеваний тоже можно пить сироп из бузины, для восстановления сил организма.


Это прекрасное растение, которое можно использовать как в кулинарных, так и в медицинских целей. Кроме широко известных успокаивающих и подготавливающих ко сну свойств, лавандовое масло — это одно из лучших средств для смягчения ороговевших участков кожи.


Мелисса добавляется в чай перед сном, чтобы разрядить нервную систему и подготовиться ко сну. Помогает бороться с раздражительностью и бессонницей. Особенно хорошо помогает детям, которые разгулялись и не хотят укладываться в кровать. Детям нравится мягкий и приятный запах мелиссы в чае.


Многие любят мяту просто за непревзойденный аромат. Также, мята широко известна своими успокаивающими свойствами. Чай с мятой принято пить при тошноте и при усталости в конце дня. Прекрасно успокаивает желудок, можно брать термос с мятным чаем в дорогу, чтобы избежать укачивания.


Шалфей применяется в виде отваров и настоек при ларингите и першении в горле. При высокой температуре, применяются компрессы на лоб с настойкой шалфея. Шалфей положительно влияет на концентрацию и память. Также, это растение в порошковом виде добавляется в зубные пасты, улучшая состояние ротовой полости и десен.

Рекомендуем прочесть:  Тимофеева конспекты занятий по арт-студии


Настойка валерианы — это средство на случай нервного перенапряжения и основное натуральное средство от бессонницы. Валериана позитивно влияет на организм и не обладает побочными эффектами. После неё не сложно вставать на утро, в отличие от многих медикаментов.

Все лекарственные растения влияют на организм очень индивидуально. Если у вас аллергия на что-либо из вышеперечисленных растений — воздержитесь от применения.

Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Из трав ученые получили многие современные лекарства. Но лекарственные растения и по сей день помогают людям от болезней.

Одно из таких лекарственных растений — лопух.

Презентация про лопух (репейник)

Обыкновенный лопух или репейник, который мы можем встретить и в лесу и в огороде, и даже во дворах в городе — это лекарственное растение. У лопуха крепкий высокий стебель. Листья ярко-зелёного цвета, большие.

Цветы лопуха — колючие серо-розовые шарики.

Листья лопуха приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если болят суставы – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится.

Корень лопуха заваривают и пьют, когда болят суставы или желудок.

Ещё из лопухов готовят репейное масло, оно даже продается в аптеках. Очень полезно втирать это масло в корни волос – это укрепляет их.

Лопух растет везде, потому что его колючие семена, когда созревают, цепляются за шерсть животных и одежду людей и так разносятся на новые места. Но собирать его можно только в лесу и огороде, там, где чисто и нет выхлопных газов от машин.

Лопух должен быть в каждой домашней аптечке.

Вопросы к презентации:

1. Как выглядит растение лопух?
2. Какие болезни можно лечить лопухом?
3. Как лопух распространяет смена?

Медуница — травянистое растение. Растет она в лесу, на полянках, по берегам рек, в садах.

Медуница вырастает не выше 30 см в высоту. Ее стебель и пятнистые листья покрыты нежным пушком.

Зацветает медуница одной из первых — в конце апреля, и цветет всю весну. Цветы у нее в форме колокольчиков на верхушках стебельков.

Медуница – необычное растение. В начале цветения ее цветочки розовые, а дальше они меняют цвет и становятся синими.

Медуницу используют для лечения. Настой медуницы лекарственной поможет от кашля и простуды, улучшит иммунитет.

Листья медуницы добавляют в весенние салаты.

Медуницу очень любят пчелы, весной они собирают с нее нектар, чтобы делать мед. Цветочки медуницы и сами сладкие на вкус.

Медуница — многолетнее растение. Из корней следующей весной снова вырастут красивые и полезные цветы.

Вопросы по тексту

1. Где растет медуница?
2. Когда цветет медуница?
3. Какие цветки у медуницы?
4. От чего поможет настой медуницы лекарственной?

Презентации подготовил Максим Егоров
на урок Окружающий мир 2 класс

Plantago major L. Семейство подорожниковые — Plantaginaceae

Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Индейцы Америки заметили, что он сопутствовал появлению европейцев, и назвали его «следом белого человека». Русское название растения указывает на места его произрастания.

Это многолетнее травянистое растение высотой 10-40 см с одной или несколькими цветочными стрелками «и розеткой прикорневых длинночерешковых, цельнокрайних, широкояйцевидных, голых зеленых листьев с резко выраженными продольными жилками. Цветочные стрелки безлистые и заканчиваются длинным цилиндрическим колосом мелких буроватых цветков высотой до 30 см. Плод — двухгнездная раскрывающаяся коробочка. Цветет с мая до сентября.

Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов. Распространен по всей территории СНГ, кроме Крайнего Севера. Повсеместно растет на юге России.

Применяется также другой вид подорожника — подорожник блошный, отличающийся более мелкими ланцетолинейными листьями. В медицине используют листья подорожника большого. Их собирают в период полного цветения, аккуратно отрывая вполне развитые зеленые неповрежденные листья с остатком черешка не более 5 см. Сушку производят немедленно, сразу после сбора, в проветриваемых и защищенных от солнечного света помещениях, разложив листья очень тонким слоем, периодически переворачивая. Побуревшие и пожелтевшие листья удаляют. Высушенное сырье состоит из цельных зеленых листьев без запаха, горьковатого, слегка вяжущего вкуса.

Листья подорожника содержат слизь (до 10%), гликозид аукубин, каротин, аскорбиновую и лимонную кислоты, витамин К, горькие и дубильные вещества, калий, смолы, сапонины, стерины, ферменты. Свежие листья подорожника и приготовленные из них препараты обладают кровоостанавливающим, бактерицидным, ранозаживляющим, гипотензивным и отхаркивающим действием. Сок свежих растений и водный настой листьев особенно эффективны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, дизентерии и диспепсии, колитах, энтероколитах, заболеваниях мочевого пузыря, верхних дыхательных путей, бронхов и легких. Настой из листьев способствует разжижению и растворению мокроты и является одним из лучших отхаркивающих средств при бронхите и туберкулезе легких.

В народной медицине многих стран свежие листья подорожника употребляются в качестве ранозаживляющего и противовоспалительного средства при ранах, язвах, укусах насекомых, пчел, гадюк, как болеутоляющее и предупреждающее образование опухолей средство. В научной медицине высушенные листья подорожника большого применяют в виде водного настоя в качестве отхаркивающего средства.

Настой готовится по общим правилам из расчета 2 столовые ложки мелко-измельченных листьев на стакан воды. Принимают по 1/2-1/3 стакана 3-4 раза в день за 15 минут до еды. Промышленностью выпускаются листья в виде брикетов, сок подорожника, представляющий смесь сока из свежесобранных листьев подорожника большого и травы подорожника блош-ного; плантаглюцид в гранулах — суммарный препарат из водного экстракта подорожника большого; настойка подорожника. Листья подорожника входят в состав сбора грудного № 2.

Использование человеком растений, в том числе и лекарственных, началось очень давно.
Лекарственные растения — важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей. Лекарственные растения не трудно вырастить из семян, можно размножить черенками или делением луковиц. Уход за зеленой аптекой не сложен, он заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.

является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде).

это многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапиву. Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.

однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей.

Принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков.

Календула или ноготки семейства астровых

Однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы — прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.

Мать- и — мачеха
появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы — корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками(видоизмененными листьями).
На ночь и на ненастье цветок мать- и — мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья.
Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название.
Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.

Многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. От корневища отходят тонкие корни и длинные наземные ползучие побеги- усы. Цветет земляника в мае- июне. Ягоды от белого до темно-малинового цвета и имеют неповторимый запах. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С,В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде. В народной медицине листьями земляники лечат ранки, так как они обладают сильными фитонцидными свойствами. Земляника к тому же и лакомство. Особенно

Многолетнее травянистое растение семейства подорожниковых. С лечебными целями используют листья и траву. Свежие измельченные листья подорожника
— лучшее средство от укусов пчел, ос и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.

Береза бородавчатая, повислая

Дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной. Ветви повислые, красно — бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавками. С лечебной целью используются почки, молодые листья, березовый сок, а так же березовый деготь и древесный уголь. В научной медицине настой почек березы применяют как желчегонное, дезинфицирующее средство. Березовый деготь в составе мазей и паст используется для лечения кожных заболеваний, для заживления ран, ожогов.

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: — Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
— Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
— Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
— Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
— Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари — душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
— Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
— Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
— Нельзя пробовать растения на вкус.
— Нельзя рвать много растений.
— Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
— После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: — На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.

Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.

Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.

Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.

Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
— Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
— Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
— Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
— Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
— Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
— Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым хреном.
— Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
— 100 гр. листьев одуванчика;
— 90 гр. зеленого лука;
— 25 гр. петрушки;
— 15гр. растительного масла;
— 1 яйцо;
— соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.

Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».

Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Из трав ученые получили многие современные лекарства. Но лекарственные растения и по сей день помогают людям от болезней.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения