Повышенная двигательная активность ребенка на 38 неделе

Предварительный просмотр:

Если у ребёнка повышенная двигательная активность.

Серьезные проблемы с вниманием возникают у детей с повышенной двигательной активностью (специалисты иногда называют такое состояние «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»).

Ребенок с таким синдромом не способен усидеть на одном месте, постоянно в движении, непоседлив, извивается, бесцельно хватает различные предметы, открывает ящики стола или шкафа, вскарабкивается на стулья. Он не способен досидеть до конца урока или дослушать до конца рассказ, его пальцы постоянно производят легкие постукивания или другие постукивания, наблюдается раскачивание ног, кручение тела, он постоянно надоедает окружающим. Нередко таких детей называют «вечным двигателем».

Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, болтает, не подумав («речь опережает мысль»). Он часто не ладит со сверстниками, в играх становится « мишенью». а иногда и объектом для насмешек сверстников.

Активность этих детей повышается, если они оказываются в таких ситуациях, как присутствие в гостях или магазине, на вечеринке, в толпе и среди большого скопления народа, поведение их изменяется в худшую сторону.

У этих детей преобладает непроизвольное внимание (не нужно прилагать волевых усилий, не нужно сосредотачивать свое внимание на объекте деятельности). Нарушения внимания характеризуются сильно выраженной рассеянностью. Рассеянность объясняется тем, что ребенок с гиперактивностью чрезмерно реагирует на окружающие звуки, на объекты, попадающие в поле его зрения, тогда как обычные дети способны отвлечься от этих воздействий, не замечать их. Отвлекающим внимание обстоятельством может быть и собственное тело ребенка, его одежда, внешний вид. Поэтому лучше, если его школьная одежда не будет пестрить богатым разнообразием.

Ребенок не способен завершить выполнение поставленной задачи, «схватить» правильное направление, небрежен при выполнении школьных заданий. Он дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Для этих детей характерна бессистемность, неорганизованность, хаотичность, беспорядочность. Наблюдаются сложности в сосредоточении внимания на объекте изучения. Часто кажется, что ребенок не слушает. Это обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в ситуации свободное окружения, но в регламентированных обстоятельствах, например, на уроке, это мешает не только самому ребенку, но и окружающим. Подобное поведение ребенка отрицательно влияет на сверстников.

Ещё одной особенностью внимания этих детей является его динамический характер. Проявляется это в том, что в начале работы ребенок никак не может сосредоточиться, изменяет место, малая интенсивность внимания, впоследствии интенсивность повышается с помощью больших усилий ребенка. Иногда интенсивность внимания не нарастает, внимание истощается, наступает утомление.

Ошибки, которые допускает гиперактивный ребенок при устной или письменной работе, чаще бывают из-за его невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала.

Как правило, к подростковому возрасту гиперактивность исчезает, но и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности, однако дефекты внимания у таких детей сохраняются.

Проблемы гиперактивных детей носят комплексный характер: медицинский, психологический и педагогический.

Если вы обратили внимание на высокую двигательную активность вашего ребенка, то прежде всего необходимо обратиться к врачу для того, чтобы уточнить диагноз и получить соответствующие медицинские рекомендации.

Психолог поможет вам установить имеющиеся нарушения внимания и составить необходимую программу коррекции внимания.

И конечно же, вашему ребенку необходимо все то, что обеспечивает его психологическое благополучие в семье (психологическое здоровье). Сказанное ни в коем случае не предполагает изнеженность, опеку ребенка, отстранения от дел. Напротив, активное включение в быт семьи, занятия спортом, выполнение режима дня единство требований со стороны взрослых членов семьи, сопровождаемое чувством тепла и любви к нему, — вот дорога помощи гиперактивному ребенку.

В быту такому ребенку иногда требуется помочь, используя приемы регулярного питания. Поскольку он тратит много энергии, то необходимо частично восполнять ее. Для этого мама или бабушка, сопровождающая ребенка на занятия в какую-нибудь спортивную секцию, что рекомендуется таким детям, должна всегда иметь с собой яблочко или вафельку, или сухофрукты, пакетик сока. Предлагать перекусить таким детям требуется довольно регулярно (каждые 2-3 часа).

Психолог поможет вам установить имеющиеся нарушения внимания и составить необходимую программу коррекции внимания.

Размещено на реф.рф
Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, ещё до касания предмета, только на базе ᴇᴦο зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное. [читать подробнее].

Физическое развитие ребенка. Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза. Но для нас больший интерес представляет другой аспект физического развития. Ребенок начинает все более. [читать подробнее].

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное. [читать подробнее].

ребёнок двигательная активность аэробика

Метод — это выполнение какой- либо работы, способ применения какого- либо средства.

Способ осуществления организации, регламентации, упорядочения и комплексного применения использования средств повышения двигательной активности: упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов называют методами повышения двигательной активности.

В рамках данного параграфа курсовой работы ограничимся более подробным рассмотрением методов повышения двигательных качеств в рамках физического воспитания, а так же вкратце коснемся методов применения естественных сил природы и гигиенических факторов здоровья подростков.

Реализация комплексных задач физического воспитания возможна лишь при использовании всей совокупности методов, которые делятся на две основные группы: общепедагогические (наглядного и вербального воздействия) и специфические (характерные только для процесса физического воспитания).

Как отмечалось выше одной из широко распространенных классификаций физических упражнений является классификация по тем требованиям, которые они предъявляют к физическим качествам человека и по некоторым дополнительным признакам. Соответственно выделяют:

  • — скоростно-силовые виды упражнений,
  • — виды упражнений, требующие проявления выносливости в движениях циклического характера;
  • — виды упражнений, требующие преимущественного проявления координационных способностей;
  • — физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств;

На основании данной классификации рассмотрим методы развития скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.

Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена. Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.

Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая — прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.

В теории и практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять двигательные действия в зоне умеренных нагрузок. Специальная выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость классифицируется:

  • — по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
  • — по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
  • — по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость).

Воспитание выносливости осуществляется посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов в фазе компенсаторного утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).

К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят выносливость к нагрузкам в максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной зонах нагрузок. Все эти способности имеют единый измеритель — предельное время работы до начала снижения ее мощности.

Ведущим в развитии выносливости является метод строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки. Повторное выполнение упражнения или серий можно начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитие координации движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игрового упражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигать большего объема работы.

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Рекомендуем прочесть:  Самые эффективные народные средства от алкоголизма без ведома больного

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

  • — пространственную ориентировку;
  • — точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
  • — статическое и динамическое равновесие.

Пространственная ориентировка подразумевает:

  • — сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций);
  • — умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. Умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности — точность пространственных, силовых и временных параметров — развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе — при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом — за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений.

Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих:

  • — быстроту двигательных реакций;
  • — скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
  • — частоту (темп) движений.

Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученность движениям), а с другой — наличия оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое сопряжено с увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.

Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.

Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.

Правильное, регулярное выполнение физических упражнений оказывает благоприятное влияние на здоровье детей и подростков. В повышении оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями большую роль играют положительные эмоции. Благоприятно влияют положительные эмоции и на функции важнейших внутренних органов, на самочувствие и на поведение детей и подростков.

Известно, что большое значение в развитии двигательной активности, оздоровлении и повышении защитных сил юного организма в преодолении различных недугов имеет закаливание. Закаливать — значит повышать естественную способность организма приспосабливаться к окружающей внешней среде и развивать его защитные силы.

Правильное закаливание благоприятно влияет на самочувствие и поведение детей. При дозировке резкости или длительности закаливающих процедур следует внимательно наблюдать за тем чтобы они не вызвали у ребенка неприятных ощущений, а тем более болезни, отрицательного к ним отношения. Исходя из этих наблюдений учитель рекомендует одним ребятам более замедленный ход увеличений дозировки, другим более быстрый.

Водные процедуры являются своеобразной гимнастикой кровеносных сосудов кожи. Они укрепляют нервную систему и рекомендуются детям всех возрастов с соблюдением соответствующей дозировки.

Закаливание водой необходимо проводить круглосуточно, начиная с обтирания и постепенно переходя к обливанию. Обтирание тела после утренней гимнастики производят губкой или тряпочкой смоченной в воде. Начинать обтираться необходимо водой от +30 до +28, постепенно снижая температуру до +22 и +20, после чего сильно растереть кожу сухим полотенцем [1,12].

Более сильное воздействие на организм оказывает обливание, которое вызывает энергичное сжатие сосудов, с последующим быстрым расслаблением. Дозировка температуры воды подобна той, что и при обтирании: от +30 до +20.

Для детей и подростков особенно важным является правильная организация перемен: возможность выйти на улицу, для того чтобы там активно двигаться и снять умственное и статическое физическое напряжение.

Для всех детей огромное значение имеет сон. Дети младшего возраста должны спать 10-11 часов в день, среднего 9-10 часов, старшего 8-8,5 часов [1,18].

Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая — прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в Пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от, локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве)\и предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях Рук и ног учится видеть по-человечески глаз. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается Уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. В 3—4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, сидит с поддержкой. В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. » 6 месяцев ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы. В 7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 сидит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12—ходит, держась за руку взрослого, а в 13—ходит самостоятельно. Таков поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка. Заметим, что при специальном обучении дети могут овладевать соответствующими двигательными навыками гораздо раньше, чем обычно.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, т. е. прогнозировать их движение.

Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок, по-видимому, уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный результат. Здесь мы, вероятно, имеем дело с началом формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
71.88%
Еще нет, почитаю.
21.88%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.25%
Проголосовало: 128

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (викарное научение). Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

Рекомендуем прочесть:  Стул у ребенка 5 месяцев на смеси

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения актуальных’ потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т. е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущиеся объектами, однако вплоть до 2—4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2—3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно ‘связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психологического развития ребенка.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это — замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14— 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т. е, отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту Звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8—12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в Долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни Узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь деткой психологии, описал процесс познавательного развития младенца следующим образом. Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные ,и усердные попытки «взять» цветок с платья матери, не понимая .того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее— на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способности от первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концуэтого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами. Он включает в себя:

А. Стадию операционной консолидации (I—4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

Б. Стадию операционной координации (4—8 месяцев). Пример:

движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

Рекомендуем прочесть:  Аллергия на духи – симптомы, что делать при аллергической реакции?

В. Бифокальная координация (8—12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4—8-месячным ребенком поставить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8—12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов — барьером — как средство достижения второго — цели.

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). Типичный пример — опыты В. Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность совершать движения с объектами — средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.

Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений органа зрения, а также движений, связанных с едой и питьем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

2.Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

А. Операционную консолидацию (1—4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4—8 месяцев). Ребенок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т. п.). Те действия, которые вначале преследовали определенную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8—12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке) .

Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы. Схема—это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Одним из признаков пренатального (дородового) развития служит двигательная активность плода. Спонтанные шевеления появляются уже в эмбриональном периоде. С возрастанием срока беременности их сила становится больше, а амплитуда меньше. Это понятно, ведь ребенок растет и занимает все больший объем матки. На поздних сроках вынашивания он двигается примерно раз в минуту, и его двигательная активность занимает до 30% времени.

Внутриутробные активные действия еще до рождения демонстрируют темперамент и индивидуальность будущего малыша. Поэтому они по-разному ощущаются женщинами – от едва заметных шевелений до сильных, порой болезненных толчков в область диафрагмы, мочевого пузыря, брюшной стенки. К концу беременности внутриутробная активность становятся более стабильной, иногда мать может ее даже предсказать (например, она появляется в положении лежа на боку или после пребывания в душном помещении).

Индивидуальные особенности двигательной функции сохраняются и после родов, и даже у годовалых детей. Они опосредованы генетическими конституциональными особенностями.

На активность ребенка влияют и внешние для него факторы, например, уровень в материнской крови гормона стресса – кортизола. Если женщина тревожится, нервничает, она ощущает более активные шевеления.

И мальчики, и девочки двигаются в утробе матери примерно с равной интенсивностью. У мальчиков преобладают шевеления ногами, у девочек – руками и ртом.

Женщина при первых шевелениях чувствует слабые внутренние ощущения. Обычно это происходит на сроке беременности 19-21 неделя. Чувства при этом разные: кто-то описывает барахтающуюся рыбку, порхающую бабочку, кто-то – катящуюся волну. В любом случае эти ощущения безболезненны и не доставляют дискомфорта.

При повторных беременностях маточные стенки имеют большую чувствительность, чем при первой гестации. Такие беременные могут почувствовать шевеления уже на 15 неделе. С другой стороны, при лишнем весе этот срок отодвигается к 25-й неделе.

Если ребенок долго не начинает активно двигаться, это может быть вызвано не совсем точным определением срока гестации. Все сомнения в этом случае поможет разрешить ультразвуковое исследование.

Показатели УЗИ

Объективно оценить двигательную деятельность эмбриона в течение первых месяцев гестации можно только по данным УЗИ. В первые недели наблюдаются беспорядочные шевеления, постепенно они становятся более точными и хорошо сформированными. Также выделяют активность внутренних органов без перемещения в околоплодных оболочках (висцеральная) либо со сменой положения конечностей, либо всего туловища (нейромышечная).

О чем расскажет врачу первое УЗИ при беременности, читайте в отдельной статье.

Беспорядочная деятельность заметна с 8 по 20 неделю беременности. С 8 по 12 неделю можно увидеть особые «червеобразные» движения, позднее до 22 недели появляются ножницеобразные перемещения ручек и ножек.

Висцеральная деятельность, или перемещения зачаточных внутренних органов, на УЗИ видны с 1-го триместра. У 6-недельного эмбриона регистрируется работа зачатка сердца. С 14 недель видны сокращения желудка, и в зависимости от поступившей внутрь околоплодной жидкости заметно изменение его объема.

Сосательные действия появляются, начиная с 16 недели. По данным УЗИ можно увидеть и периодическое уменьшение объема мочевого пузыря, связанное с мочеиспусканием.

Сроки появления различных шевелений:

Для чего нужно определять двигательную активность

Одно из наиболее опасных состояний для ребенка – гипоксия. Это кислородное голодание вследствие нарушения нормального кровотока через плаценту. При длительной гипоксии страдает нервная или сердечно-сосудистая системы развивающегося ребенка. В дальнейшем может пострадать умственное и физическое развитие. Чтобы вовремя заметить признаки гипоксии, с 28-й недели рекомендуется регулярно определять движения развивающегося малыша.

В 3-ем триместре женщина уже знает, как обычно движется ее ребенок. Любые изменения в его активности хорошо заметны. Если беременная с утра в течение нескольких часов не чувствует шевелений, ей нужно сделать несколько легких физических упражнений или подняться на 1-2 этажа по лестнице, а затем лечь на левый бок и расслабиться. Вместо физической нагрузки можно съесть конфету или выпить стакан молока. Обычно после этого появляются движения будущего малыша.

В случае если такой способ не помог, нужно немедленно обратиться к врачу.

Биофизический профиль плода

Ведущее значение оценка двигательной активности плода приобретает перед родами, когда пациентка уже госпитализирована. Показатели движений входят в так называемый биофизический профиль плода. Для его определения используются безопасные неинвазивные методики:

  • кардиотокография (запись сердцебиения);
  • УЗИ плода.

Кардиотокография – запись электрических потенциалов сердца и его движений. Для ее проведения к передней брюшной стенке матери крепятся специальные датчики, как можно ближе к спинке плода. К прибору присоединена кнопка, нажатием на которую женщина отмечает шевеления. После каждого движения ритм сердцебиения ребенка возрастает.

Во время кардиотокографии выполняют нестрессовый тест двигательной активности. Он включает подсчет сердечных сокращений после самопроизвольных движений ребенка. Остальные данные для составления биофизического профиля получают по УЗИ. Все они выражаются в баллах и суммируются.

Проведение кардиотокографии плода

Нестрессовый КТГ-тест проводится таким образом: за 20 минут подсчитывается число движений плода, учащение его сердцебиения и продолжительность этого учащения. Хороший результат теста (2 балла) – 5 и более движений с учащением сердцебиения на 15 ударов в минуту и более, длительность не менее 15 секунд. Это удовлетворительная двигательная активность.

1 балл начисляется, если движений отмечено от 2 до 4; 0 баллов – 1 и меньше.

  • крупные движения плода за полчаса: 3 и более (2 балла), 1-2 (1 балл), отсутствуют (0 баллов);
  • дыхательные движения за полчаса: как минимум одно длительностью более минуты (2 балла); как минимум одно длительностью 30-60 секунд (1 балл); отсутствие (0 баллов);
  • тонус мышц – возвращение конечностей из разогнутого в согнутое положение: 2 и более эпизода – 2 балла, 1 эпизод – 1 балл, отсутствие – 0 баллов;
  • околоплодные воды: один вертикальный свободный участок вод величиной более 2 см (2 балла); 2 участка по 1-2 см (1 балл); околоплодные воды менее 1 см (0 баллов);
  • зрелость плаценты: соответствует сроку беременности (2 балла); III степень зрелости в 37 недель (0 баллов).

После суммирования всех баллов определяют биофизический профиль плода:

  • 8-12: нормальная двигательная активность плода;
  • 6-7: возможна патология плода;
  • 4-5 и менее: выраженная гипоксия, высокий риск осложнений.

При хорошем нестрессовом КТГ-тесте длительное УЗИ-наблюдение может не проводиться, так как этот результат – один из наиболее чувствительных в оценке двигательной активности и состояния ребенка. УЗИ часто назначают лишь если по данным КТГ выявлена низкая активность. Кроме того, УЗИ и допплерография используются для оценки состояния плода при сроке гестации до 32 недель, так как в это время КТГ еще недостаточно информативна.

В 35 недель и позднее двигательная деятельность усиливается и может причинять дискомфорт. Количество шевелений достигает 600 в течение суток. Незадолго до начала родовой деятельности шевеления плода ослабевают, так как ему уже не хватает места в матке для сильных толчков.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения