Низкая темп. Тела у подростка 14 лет

Дети в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).

Особенности возрастного развития.
Тело. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног.
Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 — 12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Сердечно-сосудистая и нервная система. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

Дыхательная система. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Половое созревание. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

Двигательное развитие. Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Дыхательная система. В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Рациональное планирование занятий физической культурой, правильное использование средств и методов развития физических качеств на всем протяжении обучения возможно лишь при условии знаний анатомо-физиологических особенностей растущего детского организма.

Возраст 14-15 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.

Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл.

Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Как отмечает Е.А. Бондаревский, подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных качеств, больших возможностей в развитии двигательных качеств [18].

У подростков 14-15 лет достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

14-15 лет — самый благоприятный для развития силовых качеств человека. Наиболее высокими темпами возрастают показатели силы крупных мышц, туловища, бедра, голени, стоп. Относительные же показатели за это время улучшаются у лиц мужского пола примерно на 200%, а у лиц женского пола — только на 150% [17].

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 лет до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23 %, 15-16 годам — 33%, а к 17-18 годам — 45%) [17].

Правда за это время увеличивается и общая масса тела, поэтому прирост относительной силы не столь уж выражен, особенно у девочек.

Уровень силовых качеств определяется не только возрастными и половыми особенностями, но сильно колеблются довольно в больших пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств [12].

В таблице 1 представлены показатели темпов прироста различных физических качеств у подростков 14-15 лет [10].

Темпы прироста различных физических качеств у детей старшего школьного возраста (%)

К четырнадцати годам практически завершается процесс полового созревания и центр внимания подростка, как правило, переносится в окружающий мир, т.е. интраверсия, свойственная тринадцатилетним, сменяется экстраверсией. Психологи отмечают, что в этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе, одновременно у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. В этом возрасте происходит переход от подросткового возраста к юношеству, или как иначе называют эти фазы развития, происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. В этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому возрасту, связанного с потерей душевного равновесия из-за отсутствия четкой перспективы и всякой ясности в жизни [15].

В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нем. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте», на самом деле таковыми не являющиеся, т.к. они всегда сопряжены с обидными замечаниями по поводу внешнего вида, речи, и пр. вещей, которые на первый взгляд окружающим людям кажутся несущественными.

Кроме того, возрасту 14-15 лет обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр. Подростки 14-15 лет всем своим существом и каждую минуту борются за право на собственную позицию, убеждения, привязанности (причем зачастую лишь для того, чтобы окружающие знали, что у них другая точка зрения) [13].

Таким образом, в 14-15-летнем возрасте происходит активное развитие организма учащегося, которое отражается в интенсивном росте и увеличении размеров тела, в развитии мышечной и дыхательной системы. В этот период совершенствуются моторные и силовые способности школьников, развиваются двигательные способности. Кроме того, возрасту 14-15 лет обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр.

У подростков 14-15 лет достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения возрастных особенностей двигательной функции, развитию физических качеств у юных спортсменов посвящено много работ.

Под двигательной функцией понимается совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений детей, подростков и взрослых. В то же время двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды.

О том, что наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции занимающихся происходит до 13-14 лет, свидетельствуют работы многих авторов. Развитие двигательного анализатора детей подчиняется закономерностям возрастного развития, которое происходит на протяжении ряда лет. С 7 по 14 лет наблюдается активное развитие двигательной функции детей и подростков, которое уже к 13-14 годам достигает высокого уровня. Дальнейшее развитие функции двигательного анализатора протекает менее интенсивно. Следовательно, уже к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека.

Рекомендуем прочесть:  У новорожденного недоразвита верхняя плоть

Формирование двигательной функции у детей определяется не столько созреванием опорно-двигательного аппарата, сколько степенью зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7-11 годами координация произвольных упражнений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. Дети этого возраста овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя затормаживать их и обходиться без ненужных сопутствующих движений. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия.

У детей 12-13 лет, занимающихся спортом, происходит более интенсивное развитие организма. Поэтому функциональные перестройки в этом возрасте создают благоприятные предпосылки для развития двигательных качеств.

Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. По мнению многих ученых, структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Следовательно, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций.

Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов (одни большее, другие меньшее). Сильному контролю со стороны генотипа подвержены быстрота движений, мышечная сила и особенно выносливость.

Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания, благоприятным для начала спортивной подготовки.

«Путь в большой спорт начинается рано. Занятия избранным видом спорта (по элементам и вариантам) организуются уже с самыми маленькими детьми, причем не только для овладения ими техникой, но и для специфического влияния на развитие и формирование их организма, одновременно применяются и другие упражнения, чтобы вместе со специфической тренировкой обеспечить всестороннее физическое развитие».

У детей и подростков, систематически занимающихся спортом, в отличие от их сверстников, которые ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, развитие физических качеств происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне. Показатели развития двигательной функции у детей 12-14 лет, занимающихся спортом могут изменяться в диапазоне от 5% до 25% в зависимости от использования различных средств физического воспитания.

Исследования многих авторов показали, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей развития физических качеств в течение трех лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, не занимающихся систематически спортом.

Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет. По данным В. П. Филина, во всех случаях, когда учащиеся, кроме уроков, занимаются в спортивных секциях, когда объем их двигательного режима достигает 1,5-2 часа в день, физические качества развиваются значительно активнее.

Исходя из данных научно-методической литературы, развитие физических качеств у детей школьного возраста имеет свои возрастные особенности:

1. Развитие различных физических качеств происходит не одновременно.

2. Величина годовых приростов неодинакова в различные возрастные периоды, а также для мальчиков и девочек, отличается относительными величинами при сравнении прироста двигательных качеств.

3. У большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических качеств различны по своему уровню: например, уровень силовой статической выносливости, как правило, не совпадает с уровнем развития динамической выносливости. [6,7]

А теперь по каждому физическому качеству в отдельности:

Развитие силовых качеств школьников

Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей среднего и старшего школьного возраста посвящено большое количество исследований. Установлено, что активный темп прироста силы кисти и становой силы наблюдается в старшем школьном возрасте. Это позволяет увеличить в этот период объем средств силовой подготовки.

Аналогичные выводы делают исследователи и при изучении силы сгибателей и разгибателей нижних и верхних конечностей у учащихся разного возраста и пола. Установлено, что возрастное развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой путь развития. Так, для сгибателей кисти, как и для остальных групп мышц, характерно постоянное повышение с возрастом абсолютного показателя силы. У девочек 8—15 лет существенный прирост обнаружен с 9 до 10 лет по силе мышц кисти и спины, с 10 до 11 — по всем трем группам мышц, с 11 до 12 — по силе мышц спины и ног, с 12 до 13 — по силе мышц кисти и спины.

Кроме рассмотренных возрастных особенностей развития силы, не менее важной является динамическая сила, в частности одна из ее разновидностей — скоростно-силовая способность, т. е. способность проявлять большие величины силы за короткий промежуток времени, что характерно, например, для скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний и пр.

Все исследователи отмечают поступательное, но неравномерное, зависящее от возраста и пола изменение скоростно-силовой способности. Так, результаты прыжка вверх с места у девочек непрерывно улучшаются до 12—14 лет, затем следует некоторая их стабилизация и даже ухудшение.

У мальчиков среднегодовые показатели данной способности с годами повышаются, достигая своего максимума в 15—17 лет. Достоверные приросты взрывной силы зафиксированы у девочек 8—10, 11 —14 лет, у мальчиков — 11 —12 и 13—15 лет.

Проведенные многолетние исследования отечественных специалистов позволили определить также возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у учащихся разного уровня физического развития.

Развитие скоростных качеств школьников

Быстрота — это комплекс функциональных свойств человека, по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

Скрытое время двигательной реакции в движении кисти уже в 9—11-летнем возрасте становится близким к показателям взрослых. К 13—14 годам школьники достигают того же в движениях плеча, бедра, голени и стопы. От 7 до 16 лет темп движений увеличивается в полтора раза. Однако это увеличение от возраста к возрасту протекает неравномерно. Наиболее значительное увеличение отмечается в 7—9 лет. В 10—11 лет годовой прирост частоты движений несколько снижается (0,1—0,2 движения в секунду), в 12—13 лет снова увеличивается, а у 14—16-летних ежегодный прирост замедляется: у мальчиков до 0,1—0,2 движения в секунду, а у девочек совсем прекращается в 14—15 лет и является незначительным в 16 лет. Отмечаются небольшие различия по полам в максимальной частоте движений во всех суставах конечностей. В возрасте 7—10 лет у мальчиков темп движений выше, чем у девочек, а в возрасте 13—14 лет выше у девочек.

Не менее важной для практики физического воспитания по сравнению с названными формами проявления быстроты имеет скорость целостных двигательных актов. Во многих таких движениях, выполняемых с максимальными скоростями, различают периоды нарастания скорости, максимума ее развития, снижения ее. Время нарастания максимальной скорости в стартовом разбеге не зависит от возраста и пола и падает на 5—6-й секунде бега с момента старта, с преимуществами в пользу 6-й секунды. Максимальная скорость, достигаемая на 5-й или 6-й секунде, с возрастом увеличивается. У школьниц среднего физического развития скоростные способности с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Развитие выносливости у школьников

В теории и методике выносливость в общем смысле представляет собой способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, а критерием является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Общая выносливость у мальчиков младшего школьного возраста претерпевает интенсивное развитие. В среднем возрасте отмечается ее замедление, а в старшем — новое возрастание. У девочек с 8 до 13—14 лет этот показатель неуклонно повышается, а после 14 лет резко снижается. Энергичное нарастание выносливости к динамическим мышечным напряжениям отмечается у мальчиков и девочек 8—11 лет.

Выносливость к статическим усилиям различных групп мышц также претерпевает возрастные изменения. Большинство исследователей наивысший прирост времени поддержания статического усилия сгибателями кисти наблюдали в младшем школьном возрасте. Так, статическая выносливость кисти у мальчиков 8—11 лет увеличивается на 75,5%, 11 —14 лет—на 11,4%, а в 14—17 лет—на 10,4%. Более того, в младшем возрасте достоверные различия наблюдаются внутри возрастных групп. В остальных возрастах достоверные различия в подавляющем большинстве случаев наступают через 2—3 года.

Выраженное увеличение статической выносливости мышц кисти у девочек 8—15 лет также имеет место только с 8 до 10 лет. Затем выносливость к 15 годам снижается до уровня девочек 8 лет.

Выносливость к статическим усилиям мышц предплечья и туловища у мальчиков заметно растет от 8 до 17 лет. Наиболее значительное повышение показателя выносливости этих мышечных групп отмечается у детей младшего школьного возраста.

В характере возрастного изменения статической выносливости разгибателей туловища есть определенные особенности. Так, в возрасте 14 лет наблюдается уменьшение статической выносливости по сравнению с соответствующим показателем в 13-летнем возрасте. Достоверные различия выявлены внутри групп младшего (8—9, 9—10, 10—11 лет) и среднего возрастов (11 —12, 12—13 лет). В старшем возрасте достоверных различий между соседними возрастами не обнаружено. Они наблюдаются через 2—3 года. Последнее свидетельствует о том, что выносливость разгибателей туловища у мальчиков больше подвержена изменению в младшем возрасте, чем в старшем.

Из трех возрастов наименьший прирост выносливости приходится на средний школьный возраст: от 8 до 11 лет выносливость увеличивается на 76,5%, от 11 до 14 лет — на 32,9%, от 14 до 17 лет —на 63,1%.

Своеобразный ход естественного развития статической выносливости разгибателей туловища и ног зафиксирован у девочек 8— 15 лет. Выносливость мышц ног мало изменяется с 8 до 14 лет и значительно возрастает к 15 годам.

Выносливость мышц к статическим усилиям может быть также определена путем изменения времени, в течение которого дети различного возраста могут удерживать основные гимнастические позы — «вис» и «упор». Выносливость мышц при выполнении этих поз с возрастом увеличивается. С 7 до 17 лет выносливость девочек значительно меньше, чем выносливость мальчиков. Максимальное время при удержании позы «вис» у мальчиков отмечено в 14-летнем возрасте (4 мин 30 с), а у девочек в 11 лет (4 мин 35 с).

Рекомендуем прочесть:  Удалили матку и шейку матки через 3 месяца появилась кровь

Время удержания позы «упор» увеличивается у мальчиков до 16 лет, а у девочек до 14 лет, после этого возраста прирост замедляется.

Возрастные изменения развития выносливости к скоростно-силовым усилиям у детей младшего и среднего школьного возраста свидетельствуют, что с возрастом наиболее быстрый темп прироста наблюдается с 9 до 10 лет. У мальчиков наблюдается прирост показателей с 8 до 10 лет и с 10 до 11 лет.

Развитие гибкости у школьников

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость.

Анализ данных свидетельствует, что увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек 7—17 лет происходит неравномерно. У мальчиков оно довольно значительно в возрасте с 7 до 10 лет, в 11 —13 лет прирост подвижности позвоночного столба замедляется, с 14 лет вновь начинается более активный прирост, достигающий больших величин в 15 лет. В 16—17 лет подвижность позвоночника уменьшается, опускаясь до уровня, который наблюдался в 9 лет.

У девочек в период от 7 до 14 лет показатели подвижности позвоночного столба при активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. В возрасте от 10 до 14 лет отмечено наибольшее увеличение подвижности позвоночного столба (34°). Самые высокие показатели подвижности позвоночного столба у 14-летних девочек. Однако в дальнейшем, к 17 годам, показатели уменьшаются, становясь даже ниже, чем у 11 -летних. Сравнение данных показало, что у девочек 7—17 лет подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.

В возрасте 7—11 лет у мальчиков ежегодный прирост показателей активного сгибания выпрямленной ноги в среднем равняется 2,7°, пассивного —3,5°. В возрасте от 12 до 15 лет прирост в активном сгибании ноги составляет всего 6°, а показатели пассивного сгибания остаются без изменений. В 16—17 лет величина сгибания ноги значительно уменьшается.

У девочек наблюдается равномерное увеличение этих показателей до 12 лет, а в более старшем возрасте величина сгибания ноги уменьшается.

Непрерывный, но неравномерный рост подвижности в суставах плечевого пояса у школьников происходит до 12— 13-летнего возраста.

За этот возрастной период подвижность при активных сгибательно-разгибательных движениях руки у мальчиков увеличивается на 21°, у девочек — на 9°, при пассивных сгибательно-разгибательных движениях — соответственно на 17° и 14°. У девочек во всех возрастах более выражена суммарная подвижность в суставах плечевого пояса.

По особенностям возрастных изменений подвижности суставов Б. В. Сергеев разделяет их на две группы.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
71.88%
Еще нет, почитаю.
21.88%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.25%
Проголосовало: 128

В первую группу, характерную увеличением показателей подвижности до 14—15 лет с последующим их уменьшением, были включены позвоночный столб и тазобедренный сустав. Во вторую группу — плечевой сустав. Его отличительным признаком является увеличение подвижности до 11 —13 лет, после чего показатели держатся на одном уровне и снижаются в 16—17-летнем возрасте.

Несмотря на отличия в показателях прироста подвижности различных суставов, автор отмечает общую закономерность ее развития. Так, в возрасте 7—11 лет происходит интенсивный прирост подвижности во всех суставах. В 12— 15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16— 17 лет подвижность во всех исследованных суставах уменьшается.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у школьников при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель.

Амплитуда колебаний тела при естественном удобном стоянии на горизонтальной поверхности уменьшается у детей до 12 лет; с 8 до 10 и с 11 до 12 лет это уменьшение является достоверным, и только с 12 лет изменения в величине смещения общего центра тяжести (ОЦТ) статистически не достоверны.

Несмотря на то, что ребенок начинает ходить в конце первого или начале второго года жизни, совершенствование способности правильно ориентироваться в пространстве продолжается еще многие годы и лишь в 12-летнем возрасте достигает показателей, близких к показателям взрослых. С 7 до 12 лет это улучшение является статистически достоверным. Ходьба достигает наибольшей прямолинейности у 13-летних школьников.

Наибольшее интенсивное развитие функции динамического равновесия происходит у детей 7—10 лет. Так, до 10 лет в среднем за год величина отклонений от прямой уменьшается на 10,2 см, а после 10 лет — на 3,7 см.

Точность метания в вертикальную цель также значительно повышается с возрастом. У мальчиков она достигает наибольшей величины в 14—15 лет, у девочек — в 13 лет.

Помимо исследований пространственной точности при выполнении некоторых основных движений (в ходьбе, прыжках, метании), в литературе имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки у школьников при элементарных движениях рук. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем школьном возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23—30%, а в старшем — 15—21% исходной величины.

Изучению возрастного развития физических способностей школьников посвящены многие исследования зарубежных авторов. Отмечаются некоторые закономерности развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости у детей и подростков.

Результаты теоретического анализа позволяют сделать вывод о том, что в среднем и старшем школьном возрасте (с 13—14 до 16—17 лет), в период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической способности.

В воспитании быстроты необходимо увеличить количество средств, направленных на совершенствование латентного периода в среднем школьном возрасте 10—12 лет. В возрасте 10—13 лет эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты — скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения в возрасте 9—12 лет.

Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в возрасте от 12—13 до 14—15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.

Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается юношеская возрастная группа 15—17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости.

Что касается воспитания гибкости, то здесь необходимо отметить, что средства воздействия должны распределяться дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибании у мальчиков наиболее эффективный возраст 7—14 лет, а при сгибании — 7—10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7—12 и 14 лет.[6,7,11]

Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается юношеская возрастная группа 15—17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости.

Каким должен быть пульс у подростка: нормы и причины отклонений

В подростковом периоде человеческий организм испытывает значительные перемены. Связаны они с процессами интенсивного роста, полового созревания, формированием социальных взаимоотношений.

Различные органы и части тела развиваются с разной скоростью, это так называемые диспропорции.

Часто бывает, что пятнадцатилетний мальчик имеет рост 180 см, при этом его сердце соответствует двенадцатилетнему возрасту.

Такие анатомо-функциональные особенности накладывают определенную ответственность на родителей и учителей, возникает необходимость контролировать объем физической активности. Норма пульса у подростка является весомым показателем зрелости сердечно-сосудистой системы.

Максимальная частота сердечных сокращений во время физических нагрузок

Для сердца в любом возрасте существует лимит продуктивной активности. После превышения этого порога оно больше не справляется со своей функцией, испытывает недостаток питательных веществ (в том числе кислорода).

Такой ритм часто граничит с патологическими состояниями и является потенциально опасным для жизни.

Как это ни ужасающе прозвучит, сердце подростка при высокой физической активности может сокращаться с частотой до 200 ― 205 уд/мин, при этом сохраняется хороший ударный объем.

Такой ритм весьма энергозатратен и может поддерживаться в течение всего нескольких минут (спринтерский рывок). Любопытно, что с каждой декадой максимальная величина снижается приблизительно на 10 ударов. Так в 20 лет порог будет составлять 190 уд/мин, в 30 ― 180 уд/мин.

Функциональные нарушения в работе сердца подростков

В связи с диспропорциями роста, стрессами, недозированной физической нагрузкой или на фоне полного благополучия молодые люди могут испытывать чувство дискомфорта в груди или перебои в работе сердца.

В подавляющем большинстве проблемы с пульсом не имеют серьезных органических или функциональных причин и полностью проходят к совершеннолетию:

  • прекордиальное защемление (анг. precordial catch). Проявляется как внезапный приступ острой боли в груди, который сопровождается тахикардией, похолоданием кожного покрова, избыточной потливостью. При углубленном обследовании сердца и эндокринной системы какие-либо нарушения не обнаруживаются;
  • дыхательная аритмия. Колебания ЧСС во время респираторного цикла. Наиболее частая находка на ЭКГ тинэйджера, учащения сердечного ритма на вдохе связано с повышением притока крови к предсердиям (присасывающее действие грудной клетки);
  • синусовая тахикардия. Повышение ЧСС в покое без провоцирующих факторов. Объясняется увеличенной концентрацией гормонов надпочечников и щитовидной железы. Лечения не требует;
  • ВСД по кардиальному типу (НЦД). Диагноз, которого существует в МКБ-10, выставляется при расстройствах вегетативной нервной системы. Обычными клиническими проявлениями являются: головная боль, обмороки, панические атаки, тахикардия, повышенное АД.

Все вышеперечисленные сценарии сопровождаются тахикардией, подростка необходимо комплексно обследовать с целью исключения органической патологии.

Кроме возраста, норма пульса у детей зависит и от многих других критерий:

  • пол ребенка;
  • конституция тела;
  • общее состояние здоровья;
  • уровень спортивной подготовки;
  • температура тела и окружающего воздуха.

Нормальный пульс детей и подростков разного возраста можно определить с помощью приведенной таблицы:

Зная правильные значения ЧСС у детей, родители могут самостоятельно отслеживать пульс, измеряя его в домашних условиях. У маленького ребенка лучше всего определять утром или после сна, когда организм отдохнул.

Рекомендуем прочесть:  Обязательно ли пить антибиотики после вакуумной аспирации

У подростков и школьников 12-14 лет замеры проводят в спокойном состоянии и при нормальном самочувствии, тогда данные будут наиболее достоверны. В норме пульс у девочки будет чаще, чем у мальчика того же возраста.

Чтобы понять, укладывается ли в норму сердечный ритм ребенка 13-ти лет, необходимо:

Сейчас гипертонию можно вылечить, восстановив сосуды.

  • проводить ежедневные измерения в течение месяца;
  • вычислить среднее значение;
  • сравнить с таблицей возрастных норм.

Девятнадцать из двадцати человек с пролапсом митрального клапана не ощущают никаких симптомов. И подавляющее большинство людей с этой патологией могут без проблем продолжать свою деятельность, не беспокоясь об осложнениях и не ограничивая спортивные занятия. При определенных обстоятельствах, однако, негерметичный митральный клапан может быть заражен. Чтобы уменьшить риск эндокардита, лучше принимать антибиотики по рекомендациям врача.

Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации в индивидуальном развитии человека (онтогенезе) выделено 7 периодов созревания:

Каждый возрастной период характеризуется своими морфологическими и физиологическими особенностями.

В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки). К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному. Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.

В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте 4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм. Дети начинают рисовать, писать, лепить. Эффективно формируются двигательные навыки. Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.

В младшем школьном возрасте отмечается недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма. Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается, что затрудняет выполнение мелких и точных движений. Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.

В подростковом возрасте структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения за партой и давлении на грудь края стола. Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах. Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки. Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения.

В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а II-V пястных костей — в 17-летнем, у девочек — соответственно в 13 и 14 лет. На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков. Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. Интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются точность и координация движений. Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека.

Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают:

• неравномерность темпа роста и развития;

• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

• биологическую надежность функциональных систем и организма в целом;

• детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности;

• обусловленность роста и развития средовыми факторами;

• эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции.

Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, которые включают:

Вы здесь

Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития:

  • неравномерность развития различных органов и систем;
  • зависимость роста и развития от пола;
  • биологическая надежность различных органов и систем организма;
  • зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:
  • акселерация.

Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно воспитательного процесса, рационального питания и т.п.

Неравномерность темпов роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.

К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем — на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.

В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте — годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.

Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:

  • Новорожденный период (1-28 дней).
  • Грудной возраст (до 1 года).
  • Раннее или первое детство (1-8 лет).
  • Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
  • Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
  • Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).

Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации:

  • раннее детство (до 3-х лет);
  • дошкольный возраст (3-6 лет);
  • школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый — 15-18 лет).

Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.

Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio — замедление) индивидуального развития, могут быть: недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).

В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio — ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.

Какими же критериями биологического созревания можно пользоваться при установлении биологического возраста детей? Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).

Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.

Дли тела является традиционным показателем развития организма Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки — чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту. Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.

Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения