1. Наследственный фактор. Склонность к лунатизму может передаваться от родителей к следующему поколению.
2. Сильный стресс, психоэмоциональное истощение организма.
3. Детские страхи также являются причиной лунатизма.
4. Несоблюдение режима сна.
5. Повышенная активность в течение дня.
6. Увеличение миндалин или аденоидов.
7. Переполненный мочевой пузырь.
8. Синдром обструктивного апноэ сна.
9. Прием некоторых медикаментозных препаратов.
2. Сильный стресс, психоэмоциональное истощение организма.
Если вы скажете, что в голове у детей почти ничего не происходит, я легко вас прощу — она ведь кажется такой маленькой, — но на самом деле верно обратное. По какому-то странному биологическому закону в голове у детей происходит гораздо больше, чем в вашей или моей голове.
За последние лет двадцать мы стали гораздо лучше понимать, как функционирует и изменяется мозг по мере его развития и как его рост влияет на мышление и поведение. Мы также лучше понимаем, как наше общение с детьми определяет саму структуру их мозга.
В этой главе мы затронем три аспекта: вопервых, я расскажу о невероятных деталях функционирования детского мозга; во-вторых, перечислю некоторые простые, но эффективные средства облегчения ваших задач по воспитанию; в-третьих, опишу способы заставить рассмотренные механизмы работать немного лучше.
Чем яснее вы усвоите, как устроен мозг детей, тем легче вам будет с ними общаться.
2. «Маленькие мозги»
По внешнему виду мозг можно сравнить с большим серым грецким орехом, но на этом сходство и заканчивается, потому что мозг делает то, что никакому ореху и не снилось. Даже кешью — пожалуй, самый великолепный из всех орехов — и в подметки не годится человеческому мозгу.
Правда, по всей видимости, орехи все-таки вкуснее.
В прошлом исследователи мозга полагались только на животных и на людей, часть мозга которых оказывалась поврежденной вследствие несчастного случая, болезни или ранения. Теперь у нас есть машины, с помощью которых можно изучать работу мозга в комфортных условиях, не вставая с кресла или, что более важно, не вскрывая головы пациентов. Магнитно-резонансная томография (МРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — это не просто умные слова, которые время от времени произносит доктор Картер из сериала «Скорая помощь», это реальные устройства, которые неврологи используют в своей работе.
В результате мы узнали поистине потрясающие факты о работе мозга и о том, как гены или окружающая среда влияют на его развитие. Например, раньше считалось, что умственная деятельность зависит от генов, унаследованных от родителей, а окружающая среда оказывает лишь небольшое воздействие. Теперь мы знаем, что действительность сложнее. Развитие мозга зависит от взаимосвязи между генами и окружением. На развитие и строение мозга очень большое влияние оказывает внешний мир в целом и воспитывающие нас люди в частности.
Сам по себе мозг, который часто воспринимают как некий отдельный орган, представляет собой совокупность тесно связанных между собой систем. Самые глубинные системы регулируют основные функции организма, такие как чувство жажды и голода, ритм сердцебиения и дыхание. Любопытно, что центры мозга, отвечающие за наши эмоции, также располагаются в наиболее «примитивных» участках мозга. Более высокоорганизованные функции, такие как ориентация в пространстве, язык и логическое мышление, регулируются корой мозга, то есть внешним морщинистым слоем.
Основная строительная единица мозга — это нервная клетка, или нейрон. Мозг зародыша имеет приблизительно в два раза больше нейронов, чем требуется взрослому человеку, потому что всегда неплохо иметь несколько нейронов про запас. Большинство из них рассасывается еще в утробе, и мозг новорожденного состоит примерно из сотни миллиардов этих в высшей степени специализированных клеток.
Нейроны соединяются посредством крохотных ответвлений, называемых «аксоны» (обычно по одному на каждую нервную клетку), которые передают сигналы, а также посредством еще более мелких отростков, дендритов, которые воспринимают сигналы от других нейронов. Переплетение аксонов и дендритов образует своего рода электрическую сеть мозга. Электрические импульсы проходят по аксонам и возбуждают дендриты окружающих нервных клеток, которые передают эти импульсы дальше.
На момент рождения большая часть из сотни миллиардов нейронов еще не связана между собой, так что главная задача растущего мозга — установить и укрепить эти связи. В первые десять лет жизни между нейронами образуются буквально триллионы связей. Один нейрон может соединяться с 15 000 других нейронов, образуя неимоверно сложную сеть дендритов и аксонов. К тому времени, когда ребенку исполняется два года, количество связей в его мозгу становится равным количеству связей взрослого человека; к возрасту трех лет количество связей достигает примерно тысячи триллионов, что почти вдвое больше, чем у взрослого. Кора новорожденного находится практически в неактивном состоянии, но к трем годам она сильно развивается.
А что же происходит потом со всеми этими связями?
На протяжении всей жизни мозг постоянно развивается и удаляет лишние связи. Со временем ребенок многое узнает и многому учится; одни связи укрепляются, другие сходят на нет. Регулярная стимуляция определенных путей передачи импульсов укрепляет связи в этом участке мозга. Отсутствие стимуляции приводит к тому, что связи разрушаются. А это значит, что как нельзя более верным оказывается пословица «Повторенье — мать ученья».
Любопытно, что люди рождаются с самым неразвитым мозгом среди всех приматов. У новорожденных макак, например, мозг примерно такой же, как и у взрослых особей. Люди — единственные приматы, у которых мозг на протяжении первых двух лет жизни продолжает развиваться с такой же скоростью, что и на стадии зародыша, и только после этого замедляет свое развитие. По существу, миелин, образующий оболочку нервных волокон — своего рода «изоляцию» нервной проводки, — полностью формируется только к шести годам.
Все это говорит о том, что люди — самые восприимчивые к окружающей среде приматы. Внешняя среда воздействует на наш мозг в гораздо большей степени, чем на мозг обезьян. Развитие человеческого мозга примерно на 75 процентов происходит уже после рождения, и на этот процесс сильно влияют внешние факторы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
А что же происходит потом со всеми этими связями?
В начале я объясню, почему положение Луны важно учитывать в гороскопе ребенка, а потом дам трактовку Луны в знаках, отдельно выделяя, на что обратить внимание в воспитании ребенка с Луной в том или ином знаке зодиака.
Итак, Луна — это ведущая потребность нашей личности, показатель потенциала эмоциональности и интуитивности. Это одно из свойств нашей психики, которым мы обладаем с рождения. Все мы рождаемся с набором каких-то качеств, мы обладаем врожденными свойствами — темпераментом. А далее, в процессе взаимодействия с окружающим миром, создается модель того, каким образом наши качества проявляются вовне — у нас формируется характер, который определяется как совокупность приобретенных психических свойств.
Э.Фромм: «Темперамент имеет отношение к способу реакции, он конституционален и неизменяем, характер же на самом деле формируется под влиянием личных переживаний, особенно переживаний раннего периода жизни, характер изменяем, изменения характера происходят из-за новых видов переживаний».
Применяя данное утверждение к рассматриваемой нами теме, можно сказать, что от того, насколько будет удовлетворяться ведущая потребность человека в детстве, будет зависеть его эмоциональное здоровье в дальнейшей жизни.
Помимо всего прочего, Луна, при рассмотрении имеющейся модели семьи в карте, символизирует ребенка. Модель семьи показывает, как видит ребенок себя, свою семью, отношения родителей (между собой и к нему самому) в возрасте до семи лет. И данная модель в дальнейшем ложится в основу восприятия индивидом себя и мира, способствует или препятствует его спонтанному самопроявлению, а также заставляет во взрослой жизни формировать собственную семью согласно приобретенному опыту.
Именно поэтому необходимо обращать особое внимание на положение Луны в карте ребенка и стараться, чтобы приобретаемый опыт удовлетворения ведущей потребности был позитивным. Теперь я перейду к трактовке положения Луны в знаках.
Ведущей потребностью человека с Луной в Овне будет возможность для проявления инициативы и реальных действий. При этом ему просто необходимо, чтобы признавали его индивидуальность, иначе любая деятельность теряет для него смысл. Н.Тиль: «Луне в Овне сопутствует потребность в личностной значимости, в том, чтобы быть самым главным эго; она может проявляться открыто либо укрываться за фантазиями и тайными разочарованиями».
Человек с Луной в Овне решителен в проявлении эмоций, упрям в настаивании на своем. При этом искренен и непосредственен, как ребенок. Это знак независимости и целеустремленности, и весь эмоциональный мир такого человека окрашен именно этими качествами. Модель «импульс — действие» описывает именно человека с ярко выраженным знаком Овна.
Для ребенка с Луной в Овне просто необходимо чувствовать, что его признают как личность, что с его мнением считаются. Не заставляйте его что-то делать насильно, лучше попробуйте увлечь малыша необходимой деятельностью, чтобы он захотел это сделать. Знаменитое детское «Я сам!» начинает звучать у этих деток гораздо раньше, чем у их сверстников с Луной в другом знаке.
Старайтесь не ограничивать физическую активность ребенка. Если он чем-то занят, даже объятия и нежности он воспримет, как помеху, и очень рассердится. Если же для Вас неприемлемы его действия или они опасны для жизни, отвлеките его на что-то другое, вместо резкого пресечения деятельности. Всегда стремитесь предложить альтернативу, перенаправить энергию в другое, более приемлемое русло.
Естественно, все это справедливо и для других деток, но для ребенка с Луной в Овне это особенно важно. То же самое можно сказать и относительно остальных моих рекомендаций, которые я буду давать применимо к детям с Луной в том или ином знаке. И еще.
Все рекомендации/примеры я пишу для детей раннего возраста. Однако все написанное следует применять и к детям старшего возраста и даже взрослым, так как каждый из нас зачастую руководствуется мотивами, которые подсказывает ему его внутренний ребенок.
Для Луны в Тельце необходимо, прежде всего, ощущать надежность всего, что включает в себя его реальность: люди, дом, вещи. Он не станет ввязываться в авантюры или принимать решения в спешке. Все, что его окружает, должно обеспечивать безопасность и комфорт.
Эти люди никогда не торопятся и не любят перемен. Любая спешка или какое-либо давление извне является для них источником сильнейшего дискомфорта. Но если уж чего-то захотят, то их эмоциональный натиск можно сравнить с движением асфальтового катка: медленно, но верно.
Не требуйте от ребенка с Луной в Тельце делиться игрушками с другими детьми, если он сам этого не хочет. Потребность в обладании и накоплении у этих деток проявляется очень рано, и с этим нужно считаться. Учитывайте также желание ребенка сохранять привычный уклад, внося необходимые перемены постепенно.
Даже переход от зимней одежды к весенней малыш воспримет как нечто непривычное, а значит небезопасное. Старайтесь, чтобы любое изменение режима исходило от потребности и желания самого ребенка. И самое важное: никогда не торопите малыша, любая спешка для него — это стресс.
Луна в Близнецах предполагает сильнейшую потребность быть услышанным. Такому человеку все эмоции необходимо проговаривать. Кроме того, ему очень важно слышать о том, что чувствуете Вы. Без определенности в эмоциях и чувствах лунный Близнец будет метаться и чахнуть.
Кроме того, Луна в Близнецах предполагает потребность в разнообразии и коммуникации. Без притока свежей информации и возможности с кем-то пообщаться Близнецы тоскуют и впадают в депрессию. А без разнообразия во всем просто не могут усидеть на месте, создавая бурю в душе или в окружении, чтобы хоть как-то избежать монотонности.
Обязательно слушайте своего ребенка. Окружите его источниками информации (книги, картинки и т.д.) — и Вам не понадобится прилагать много усилий для его развития, он интуитивно выберет всю необходимую информацию и впитает ее быстрее, чем любой другой малыш.
Обязательно как можно больше времени проводите на свежем воздухе, и рассказывайте малышу обо всем, что видите. И постарайтесь избегать любых двойственных ситуаций. Ребенок должен чувствовать, что родитель четко уверен в том, что делает. Это обеспечит ему внутренний комфорт.
Луна в Раке очень сильна. Здесь она «у себя дома», т.к. является управителем этого знака. Человек с Луной в Раке обладает колоссальной интуитивной глубиной и эмоциональной восприимчивостью. Ему важно иметь возможность дать выход своей эмоциональности в любой деятельности, эмоционально общаться с окружающими.
Как правило, он умеет принимать себя и других такими, как они есть, сопереживать и сочувствовать. Ведущей потребностью здесь будет ощущение личностной защищенности. Луна в Раке стремится, прежде всего, обеспечить себе безопасность, и физическую, и психологическую.
Очень сильна привязка к прошлому опыту, к имеющейся картине мира, привычному положению вещей, и любые изменения человек воспринимает как угрозу своей безопасности. Все это ведет к внутренней пассивности и сопротивлению любым изменениям. Кроме того, очень ценен дом, семья и корни. И очень
Ребенок с Луной в Раке чувствителен, пуглив и обидчив. Ему важно чувствовать, что его дом — это место, где безопасно и где его любят. Он всегда готов ответить теплом на проявленные по отношению к нему нежные чувства.
Однако любая наигранность моментально заставит его замкнуться, так как он чувствует все эмоции очень тонко. Луна в Раке обидчива, и надолго отстранит ребенка от Вас, привязав его к пережитому негативному опыту. Искренность чувств — это основной принцип общения с лунными Раками.
Луне во Льве просто необходимо личное признание. Эта потребность так глубока и настолько скрыта в подсознании, что порой даже сам человек не осознает ее роль в мотивации своих восприятий, действий и поведения в целом. Критика его глубоко ранит, хотя виду он никогда не подаст. Любое давление вызовет сильнейший внутренний дискомфорт и заставит в дальнейшем избегать ситуации, его вызвавшие.
Н.Тиль: «При Луне во Льве присутствует комплекс царя или царицы: потребность блистать или великодушно царить». Такие люди очень комфортно себя чувствуют в любой ситуации, требующей приложения творческих усилий. Многие из них находят себя в актерской или театральной деятельности. Луне во Льве всегда нужна сцена. Это может стать профессией, а может просто находить выражение в повседневных ситуациях: лунный Лев везде стремится завоевать внимание окружающих.
Детки с Луной во Льве любят быть в центре внимания. Они с удовольствием демонстрируют свои умения, когда родители хотят их показать окружающим. Они обожают похвалы, для них это — сильнейший стимул к действиям. Именно эти детки будут рады забраться на стульчик и прочесть стишок или повторить забавную фразу, сказанную накануне.
Однако здесь родителям нужно быть очень внимательными, чтобы не потребовать от ребенка больше его реальных возможностей и не поставить в неловкое положение. Любая неудача их больно ранит и может в дальнейшем создать внутренний запрет на проявление творческих способностей.
Лунные Девы очень требовательны и к себе, и к окружающим. Подсознательная тяга к совершенству зачастую оставляет их неудовлетворенными имеющимся окружением или ситуацией. Однако их исполнительность, трудолюбие и покладистость обеспечивают им авторитет хорошего работника. Ведущей потребностью Лунных Дев является достижение уважения за точность восприятий и оценок, аналитичность и аккуратность.
Луна в Деве обеспечивает человеку эмоциональную устойчивость и интуитивную приспособляемость к окружению. Однако таким людям обязательно необходимо разобраться с истоками своей повышенной требовательности к окружению и научиться мириться с тем, что от них не зависит.
Ребенку с Луной в Деве необходим строгий распорядок дня, тогда ребенок будет ощущать, что все в его мире спокойно. Подсознательное стремление к порядку часто выражается в том, что детки стремятся все разложить по местам, с точностью запоминая, что где лежит и даже поправляя взрослых, если вдруг заметят ошибку. Их действия обязательно нужно поощрять, т.к. для них очень важно чувствовать, что они помогают взрослым.
Таким детям следует все объяснять и раскладывать по полочкам. Это обеспечит им душевный комфорт. Они любят обучаться и уже в раннем детстве пытаются проанализировать и понять причинно-следственные отношения между происходящими событиями.
Ведущей потребностью человека с Луной в Весах является достижение собственной значимости через положение в обществе. Лунным Весам просто необходимо быть на виду, ощущать признание и популярность. Кроме того, для достижения внутреннего комфорта им нужна красота и гармония во всем, что их окружает.
Такие люди, хотя и порывисты в эмоциях, но достаточно дипломатичны в их выражении. Им присуще очень тонкое инстинктивное восприятие ситуации, которое часто позволяет безошибочно предугадывать ее развитие.
Дети с Луной в Весах предпочитают сами выбирать, что им одеть или приобрести. С этим нужно обязательно считаться и позволять им делать выбор самостоятельно. Также обеспечьте ребенку достаточную возможность для общения со сверстниками.
Парные игры его привлекут намного больше, чем занятия в одиночестве. И обязательно разговаривайте с ним о том, что он чувствует, чтобы ребенок научился отличать собственные чувства от моделей, навязанных ему окружением или ситуацией.
У людей с Луной в Скорпионе очень глубокий, богатый и эмоционально насыщенный внутренний мир. Им также присуща величайшая способность к самовосстановлению. Однако они сами этого не осознают и зачастую взращивают в себе ощущение собственного несовершенства, что выливается в повышенную требовательность к себе и окружающим.
Сильнейшие подсознательные сомнения в любви и принятии другими людьми заставляют лунных Скорпионов прятать свои истинные чувства и эмоции под маской силы или самодостаточности. Это обуславливает ведущую потребность в том, чтобы их воспринимали как значительную личность, а также в ощущении, что они имеют контроль над окружающими и ситуацией.
Лунным Скорпионам просто необходим глубокий самоанализ для выявления своих истинных ресурсов эмоциональности и интуитивности, а также для осознания своих настоящих потребностей. Это позволит прекратить «жалить» себя и других, восстановит энергетику и даст доступ к тончайшему видению внутреннего мира людей.
Если у Вашего ребенка Луна в Скорпионе, обеспечьте ему атмосферу любви и безусловного принятия. Стабильный, постоянно подтверждающийся позитивный опыт эмоционального общения создаст базу для быстрого выхода из периодов психологических противоречий и перестройки на более конструктивную позицию реагирования.
Ведущей потребностью человека с Луной в Стрельце является признание окружающими его авторитета, уважение его мнения, а также проявление оптимизма и широты взглядов. Поэтому многие из них на определенном этапе жизни, хотя бы на некоторый срок, обращаются к преподавательской деятельности. Лунным Стрельцам присуще внутреннее благородство.
Их справедливость и душевная щедрость делает их очень притягательными для других. Вся их жизнь и все действия окрашены некой высокой идеей, исходящей из подсознания, которую они могут долгое время не осознавать, но через призму которой они смотрят на себя и на мир, и оценивают все, что в нем происходит.
Эту позицию (до тех пор, пока она не выведена в сознание) можно назвать розовыми очками, которые рано или поздно им придется снять, иначе они никогда не разберутся в своей душе, избегая напрямую встретиться со своими внутренними конфликтами.
Для деток с Луной в Стрельце очень важно чувствовать, что с их мнением считаются. Их поведение зачастую авторитетно, и даже покровительственно — как по отношению к другим детям, так и по отношению к взрослым. Не стоит над этим подшучивать или пресекать, так как это вызовет значительное внутреннее сопротивление.
Учите ребенка прислушиваться к себе и сопоставлять свои ощущения с реалиями жизни. Но не призывайте его рассуждать конкретно и излагать все в деталях, оставьте ему место для широты размаха в суждениях и действиях.
Ведущей потребностью при подобном положении будет потребность в стратегической эффективности, планировании действий и жизни в целом, дисциплине, отсечении всего ненужного. Очень велико чувство долга и внутренней ответственности. Ощущение своей ответственности за любую проявленную вовне реакцию зачастую приводит к эмоциональной скованности, зажатости.
В значительной степени присутствует стремление к управлению окружающими. А.Подводный: «Для человека с Луной в Козероге характерно неуклонное следование некоей подсознательной цел и, которую в течение жизни обязательно нужно вывести в сознание (в этом кармическая задача данного положения) и согласовать с ней средства, с помощью которых она достигается.
Характерная внутренняя жесткость дана для чего-то и это что-то вполне может быть выражено словами». Т.е. Лунному Козерогу необходим тщательный анализ, направленный на выявление подсознательных тенденций.
Для ребенка с Луной в Козероге очень важен распорядок и предварительное планирование действий. Сообщайте ему заранее, что намечаете в планах на текущий или следующий день, по возможности согласовывая с ним все, что касается его действий. Он будет относиться к этому очень серьезно и ответственно.
Малышу важно ощущение, что в его силах управлять течением своей жизни, в чем он обязательно должен убедиться на практике. Если же он в детстве не получит соответствующего эмоционального опыта, то в дальнейшем вероятно развитие низкой самооценки и попытки самоутвердиться за счет унижения других.
Для Лунного Водолея характерны подсознательная устремленность в будущее, потребность в постоянных переменах и интеллектуально-идейной рационализации всех эмоций. Подсознательное стремление вести людей за собой и выражать свои идеи в массах обуславливает для него необходимость найти среду единомышленников со схожими целями и системой взглядов.
Ведущая потребность будет удовлетворяться в том случае, если его будут ценить за личностное своеобразие, оригинальность идей и заботу о других. Без коллектива и постоянных новшеств Лунные Водолеи чахнут. Однако им нужно помнить, что их внутренняя гармония зависит большей частью от них.
Им самим нужно заботиться о том, чтобы привнести что-то новое в ту сферу жизни, которая вдруг перестает их удовлетворять, а не ждать, пока кто-то позаботится о том, чтобы им не стало скучно или пока имеющееся положение вещей не начнет тяготить, приводя к душевным метаниям и заставляя рвать имеющиеся связи.
Лунным Водолеям очень сложно быть «здесь и сейчас», так как вся их душа устремлена в будущее. Но, чтобы прожить свою жизнь полноценно, им нужно научиться жить в настоящем, найдя компромисс между повседневностью и столь влекущим будущим.
Деткам с Луной в Водолее необходимо обеспечить частое нахождение в коллективе сверстников. Обычно они легко входят в детские группы и умело организовывают совместные игры. Потребность в новизне заставляет их генерировать новые идеи практически постоянно и во всем. Постарайтесь не ограничивать его в творческом полете.
Помните о внутреннем свободолюбии ребенка и старайтесь удовлетворять его стремление к независимости, насколько это возможно. Удовлетворение ведущей потребности позитивно скажется на эмоциональном развитии в будущем. Если малыш раскапризничался, будьте готовы предложить ребенку что-то новенькое, и он выйдет из этого состояния, если не станете на него давить.
Ведущей потребностью лунных Рыб является выражение своей глубочайшей эмоциональности, сенситивности и нахождение понимания своего тонкого мировосприятия у других. Это делает их очень чувствительными к окружению. Если они не находят понимания, они становятся капризными, начиная жаловаться на жизнь и мир в целом.
путей самовыражения часто приводит лунных Рыб к занятию каким-либо видом искусства, а зачастую и несколькими сразу, что позволяет проявляться их тонкой натуре. Среди них много художников, музыкантов, поэтов. И каждый из них делает нечто поэтическое, сверхэмоциональное. Их влечет все таинственное и непознанное.
А внутренняя интуитивная чувствительность дает возможность познать то, что сокрыто от внешнего взора. Все это, при развитии имеющихся ресурсов, может сделать человека с Луной в Рыбах тонким мистиком. Однако при таком положении всегда стоит быть внимательным: познавая законы тонкого мира, следует все-таки помнить о мире «грубом», чтобы не вылететь за грань реальности и не утратить способность здраво оценивать все происходящее.
У ребенка с Луной в Рыбах очень богатый внутренний мир. Они очень глубоко переживают все, что с ними происходит. Однако именно эта глубина всех внутренних процессов не всегда позволяет выразить то, что происходит внутри. Поэтому часто по внешним признакам просто невозможно понять, что ребенок чувствует.
И в большинстве своем лунные Рыбы сохраняют эту тенденцию и во взрослой жизни. Эти детки обязательно сунут свой носик во все, что от них скрывают или им запрещают. Они очень эмоционально реагируют на любые отказы и требования порядка и дисциплины. Родителям следует стремиться к осознанию и принятию эмоциональной глубины ребенка. От того, насколько ребенок найдет понимание своего внутреннего мира в детстве, будет зависеть его эмоциональное здоровье во взрослой жизни.
Если у Вашего ребенка Луна в Скорпионе, обеспечьте ему атмосферу любви и безусловного принятия. Стабильный, постоянно подтверждающийся позитивный опыт эмоционального общения создаст базу для быстрого выхода из периодов психологических противоречий и перестройки на более конструктивную позицию реагирования.
Лунатизм на научном медицинском языке называется сомнамбулизмом, с латинского языка слово переводится как «хождение во сне», «снохождение». В МКБ (международной классификации болезней) нарушение относится к расстройствам сна – парасомниям. Лунатизм расценивается как форма находящегося в изменённом состоянии сознания, при которой сочетаются периоды бодрствования и сна.
Сон человека – непростой процесс. Ночной отдых делится на несколько циклов, каждый включает две фазы: медленную и быструю. При последней меняется тонус мускулатуры, осуществляются хаотичные спонтанные движения конечностей и глазных яблок. В медленной фазе тело расслаблено, разбудить спящего непросто. И именно в это время могут проявляться признаки лунатизма, хотя возможно возникновение в период быстрого сна. Эпизоды чаще наблюдаются в первой половине ночи – спустя 1-1,5 часа после засыпания.
Лунатизм распространён: систематические проявления наблюдаются у 5% детей. У 30% возникали единичные эпизоды или несколько случаев. Первые признаки обнаруживаются в 4-6 лет, но возможен сомнамбулизм в 2-3 года и раньше. Обычно к старшему подростковому возрасту сомнамбулизм исчезает самостоятельно и окончательно, но встречаются исключения. Симптомы сохраняются и остаются выраженными лишь у 1% взрослых людей.
Полезно знать! Ещё один вариант расстройства – сноговорение, возникающее на этапе переходов сна и бодрствования. Принципиальное отличие – отсутствие полноценных движений: ребёнок может разговаривать, но обычно не встаёт с кровати.
Факторы риска
Факторы риска, увеличивающие вероятность развития лунатизма у ребёнка:
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
- Пережитые стрессы, потрясения, психологические травмы. Они воздействуют на нервную систему и нарушают её работу.
- Черепно-мозговые травмы способны повреждать отделы мозга, отвечающие за двигательные функции.
- Генетическая предрасположенность. Американским учёным удалось открыть часть 20-й хромосомы ДНК, способствующую возникновению сомнамбулизма. При наличии участка риски увеличиваются в 1,5 раза, хотя конкретный ген пока не выявлен. Но если сомнамбулизмом страдали два родителя, вероятность наследования расстройства ребёнком достигает 55-60%.
- Другие нарушения сна: бессонница, кошмарные сновидения, увеличение продолжительности ночного отдыха (гиперсомния).
- Реакция подростка или маленького ребёнка на конфликты со сверстниками, ссоры или развод родителей, строгие наказания, глобальные перемены в жизни (переезд, смена детского сада или школы).
- Неврологические расстройства, например, невроз.
- Пребывание ребёнка в неблагоприятных условиях, напряжённой обстановке.
- Интенсивные нагрузки, постоянные переутомления при учёбе в школе, посещении дополнительных занятий или кружков.
- Повышенная эмоциональность, ранимость ребёнка.
- Несоблюдение режима дня: поздние укладывания, отсутствие дневного отдыха в раннем возрасте.
- Приём медикаментов: антигистаминных средств, транквилизаторов, нейролептиков.
- Недавно перенесённый общий наркоз.
Проявления лунатизма
Симптомы схожи, но имеют различия, зависящие от особенностей конкретного ребёнка. Одни дети садятся в кровати, другие начинают ходить. Сомнамбула способен выйти за пределы комнаты и обойти дом или квартиру, известны случаи покидания жилища и прогулок в соседние районы. Но чаще ходьба ограничивается одной комнатой. Нередки монотонные, доведённые до автоматизма действия, периодически совершаемые днём: надевание одежды, обувание, посещение туалета, умывание, чистка зубов, уборка.
У лунатиков при эпизодах снохождения открыты глаза, зрачки сужены. Взгляд отсутствующий, несфокусированный, будто «стеклянный». Ребёнок ничего не видит, малыш может идти прямо на окружающие предметы, натыкаться на них, спотыкаться, падать. В эти моменты сомнамбуле могут сниться сны.
Ещё один признак сомнамбулизма – говорение. Но речь несвязная, многие слова непонятны. Если начать с лунатиком разговор, он будет отвечать на вопросы невпопад или вовсе игнорировать их, говорить отдельные звуки или повторяющиеся простые слова. Способность общаться и адекватно реагировать на обращения отсутствует. Подросток способен начать рассказывать истории, описывать произошедшие события.
Разбудить сомнамбулу непросто, и если он проснётся, то будет в растерянном, дезориентированном, неадекватном состоянии. Подросток может начать разговаривать грубо, а маленький ребёнок – орать, плакать, метаться по комнате. Кричать на лунатика и пытаться его трясти, приводя в чувство, не нужно. Оптимальный вариант – успокоить его, остановить плач и спокойно и осторожно отвести в кровать для продолжения сна.
Продолжительность одного эпизода снохождения варьируется от десяти-пятнадцати минут до 1-1,5 часов. В редких случаях лунатик ходит половину ночи или в течение всего периода ночного отдыха.
Вылечить сомнамбулизм полностью невозможно, но этому расстройству свойственно проходить самостоятельно, без вмешательств. Если эпизоды лунатизма не вызывают тревоги и не угрожают здоровью и жизни ребёнка, то активные действия необязательны, но желательно обратиться к врачу. Рекомендован визит к неврологу: он проведёт обследование и исключит серьёзные неврологические заболевания. Можно показать ребёнка психологу, советы которого позволят родителям понять отпрыска, помочь ему нормализовать психологическое состояние и свести на нет проявления. В тяжёлых ситуациях (психологические травмы) показано посещение психиатра.
Если эпизоды частые и опасны для ребёнка, стоит начинать лечиться. Врач может посоветовать седативный препарат, а в крайних случаях при неврологических расстройствах назначаются антидепрессанты, бензодиазепины. Но это сильнодействующие средства, отпускаемые по рецептам и прописываемые специалистами!
К новым экспериментальным методам лечения относится гипноз, но в некоторых случаях он не только не позволяет избавиться от лунатизма, но и крайне негативно влияет на неокрепшую детскую психику.
К новым экспериментальным методам лечения относится гипноз, но в некоторых случаях он не только не позволяет избавиться от лунатизма, но и крайне негативно влияет на неокрепшую детскую психику.
Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.