Соп психопрофилактика в родах

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам проводится до родов и во время родов. Цель подготовки: снятие психогенного компонента родовой боли, устранении представления о неизбежности родовой боли и создание нового представления о родах как о благоприятно протекающем физиологическом процессе, при котором боль не обязательна. Еще задолго до родов, в ранние сроки беременности, врач или акушерка начинает проводить беседы с беременной, стремясь выявить отношение женщины к родам и будущему материнству. При этом необходимо снять страх перед родами, создать положительные эмоции (уверенность в возможности безболезненного течения родов, радость материнства). Занятия проводят в специально выделенные часы. Можно ограничиться проведением четырех занятий за 4—5 недель до родов.

На первом занятии беременной сообщают краткие сведения об анатомии и физиологии женских половых органов, рассказывают об изменениях, происходящих в ее организме в связи с беременностью. О родах сообщают, как о нормальном физиологическом процессе, в котором различают три периода (дают понятие о трех периодах родов). Обращают внимание на то, что роды протекают при большой затрате физических сил. Поэтому важно, чтобы женщина во время родов сохраняла силы к решающему моменту родов — изгнанию плода.

На втором занятии указывают, как должна себя вести женщина при появлении схваток и в течение первого периода родов.

Беременных обучают следующим последовательным приемам: 1) во время схваток глубоко и ритмично дышать; 2) сочетать вдох и выдох с легким поглаживанием нижней половины живота кончиками пальцев обеих рук, проводимым от средней линии живота над лоном кнаружи и вверх; 3) лежа на боку, поглаживать руками пояснично-крестцовую область, сочетая с дыхательными движениями; 4) лежа на спине, прижимать кожу к внутренней поверхности гребешка подвздошной кости у обеих передне-верхних остей. Эти приемы должны быть хорошо усвоены беременной и точно ею выполняться.

На третьем занятии беременных знакомят с течением второго и третьего периодов родов, разъясняют, какие ощущения испытывает при этом женщина. Врач или акушерка обращает внимание на необходимость соблюдения рационального положения роженицы во время второго и третьего периодов родов. Беременных тренируют задерживать дыхание при потугах, а также обучают правильному дыханию и расслаблению всех мышц для уменьшения силы потуги в момент выведения головки плода. Занятие заканчивают описанием течения последового периода, продолжительности и характера схваток при нем.

Во время четвертого занятия повторяют все пройденное на предыдущих занятиях и проверяют правильность усвоения женщинами указанных приемов. Если при предыдущих посещениях консультации психопрофилактическая подготовка не проводилась в должном объеме, то четырех занятий бывает недостаточно. В таких случаях проводят пять занятий. Психопрофилактическая подготовка заканчивается ознакомлением женщин с порядком и обстановкой в родильном доме и информацией о возможных манипуляциях, которые проводят во время родов.

Эффективность психопрофилактической подготовки в значительной степени зависит от организации работы в родильном доме и поведения медработников. Неправильное поведение медперсонала (неосторожные разговоры, невнимательное отношение) может снизить результаты такой подготовки. При оценке эффективности сихопрофилактической подготовки учитывают поведение женщины во время родов и отзыв роженицы о ее ощущениях. На основании этих данных дается одна из следующих оценок: «полный эффект», «частичный эффект», «отсутствие эффекта».

На втором занятии указывают, как должна себя вести женщина при появлении схваток и в течение первого периода родов.

Прежде чем рассматривать основные направления данной подготовки, надо определить ее суть.

Практика показывает, что независимо от того, какой по счету является протекающая беременность, все женщины с опаской ожидают момента появления малыша на свет. В связи с этим они испытывают массу волнений, которые порой перерастают в настоящие страхи и сложные переживания. В особенности это характерно для первородящих женщин, которые ранее не испытывали схваток и ожидают момента их наступления, мысленно подготавливаясь к адским мукам, о которых рассказывали их подруги и знакомые.

Основная роль акушерки в психопрофилактической подготовке к родам заключается в выведении женщины из состояния страха и погружении ее в полную расслабленность. Она должна ожидать предстоящий процесс появления ребенка на свет только с положительными эмоциями.

Первое занятие. Введение в курс

На первом занятии, посещенном в рамках прохождения психопрофилактической подготовки к родам, происходит знакомство женщины со строением половых органов, а также основами физиологического развития плода. В это же время, как правило, происходит объяснение природы болей во время схваток.

В число целей обучения, поставленных на первом занятии, входит создание необходимого настроя беременной на предстоящие роды, а также объяснение, как мобилизовать собственную волю. Для того чтобы достигнуть поставленных целей, с женщиной проводятся специальные занятия, которые называются аутогенными тренировками.

Во время первого занятия беременную женщину обучают тонкостям точечного самомассажа: эти элементы она должна будет применить во время протекания схваток для того, чтобы снизить уровень болезненных ощущений.

Третье занятие. Моральная подготовка

Неотъемлемым этапом прохождения программы психопрофилактической подготовки к родам является изучение таких понятий, как потуги и схватки. В соответствии с прописанной программой, на третьем занятии будущих мам учат контролю процесса потуг при помощи осуществления специальных дыхательных упражнений. Также в это время женщинам предлагается освоить методики расслабления, которые будут уместными между потугами.

Следует отметить, что во время потуг рожениц, как правило, ожидают такие неприятные моменты, как непроизвольное мочеиспускание, отхождение газов или даже кала — к этому также морально подготавливают.

На третьем занятии также объясняют и то, что именно во время потуг роженице необходимо четко следовать всем рекомендациям врача-акушера, и доносят до осознания то, что четкое и правильное исполнение всех команд является залогом успешного исхода всего процесса.

Процедуры перед родоразрешением

Непосредственно перед процессом родоразрешения женщина должна пройти обязательный осмотр у гинеколога, а для создания правильного морального настроя осуществляется проведение беседы.

Психопрофилактическая подготовка к родам, проводимая на данном этапе, включает в себя осуществление определенных манипуляций, которые в некоторой степени сумеют облегчить процесс. Женщину успокаивают и настраивают на то, что если следовать инструкциям врача, процесс пройдет гладко, менее болезненно и без осложнений.

Психопрофилактическая подготовка к родам, проводимая на данном этапе, включает в себя осуществление определенных манипуляций, которые в некоторой степени сумеют облегчить процесс. Женщину успокаивают и настраивают на то, что если следовать инструкциям врача, процесс пройдет гладко, менее болезненно и без осложнений.

Психопрофилактическая подготовка направлена на устране­ние отрицательных эмоций и формирование положительных условнорефлекторных связей — снятие у беременной страха перед родами и родовыми болями, привлечение ее к активному участию в родовом акте.

Психопрофилактическая подготовка значительно уменьшает родовые боли, оказывает многостороннее, в частности организующее, влияние на женщину, способствует благоприятному течению беременности и родов.

Метод абсолютно безвреден для матери и плода, а поэтому нет противопо­казаний к массовому применению. Недостатком его является необходимость кропотливой, длительной, индивидуальной работы с пациенткой.

Психопрофилактическая подготовка к родам проводится начиная с пер­вого посещения беременной женщины женской консультации, однако специ­альные занятия осуществляются с 30-ти недельного срока через каждые 10 дней всего 3 — 5 занятий. Занятия проводит подготовленная акушерка в специально оборудованном кабинете. Для каждого занятия должен быть разработан план, занятия проходят обязательно с перерывами (ни в коем случае не ежедневно) с таким расчетом, чтобы последнее, заключающееся в повторении и закреплении полученных знаний и навыков, было проведено ближе к сроку родов.

1. Диагноз:нормальный послеродовой период, вторые сутки.

· Сразу после родов дно матки стоит на 1-2 пальца ниже пуп­ка. Через 10-12 ч дно матки устанавливается на уровень пупка и в течение каждого следующего дня опускается на 2 см. Уровень дна матки у родильницы А. соответствует второму дню послеродового периода.

Определение срока беременности и даты родов

Определение срока беременности производят на основании анамнестических данных (задержка менструации, дата первого шевеления плода), по данным объективного обследования (величина матки, размеры плода) и по данным дополнительных методов исследования (УЗИ).

Срок беременности и дату родов определяют:

По дате последней менструации. От первого дня последней менструации отсчитывают количество дней (недель) на момент обследования беременной. Для определения даты родов к первому дню последней менструации прибавляют 280 дней (10 лунных месяцев) или используют формулу Негеле: от даты начала последней менструации отнимают 3 месяца и прибавляют 7 дней. Данный метод не может быть использован у женщин с нерегулярным менструальным циклом.

· По овуляции. Если в силу тех или иных обстоятельств женщина может назвать дату предполагаемого зачатия (редкие половые контакты, операция экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), инсеминация спермой донора), то срок беременности отсчитывают от даты зачатия, предварительно прибавив 2 недели, а дату родов определяют, отсчитав от даты предполагаемой овуляции 38 недель, или, используя следующую формулу: от даты овуляции отнимают 3 месяца 7 дней.

· По первой явке. При постановке на учет по беременности обязательным моментом исследования беременной является влагалищное исследование, при котором с определенной точностью можно определить срок беременности.

Поясните, что такое перинатальная психология. Новые принципы взаимодействия с плодом.

Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери (плода) или только что появившегося на свет (новорожденного), его связи с матерью, влияния ее психологического состояния на ребенка.
Оказывается, перинатальный период оказывает огромное влияние на будущее человека. Перинатальные события можно разделить на следующие этапы: беременность, роды и послеродовой период.

Беременность

На этом этапе формируется жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться к различным условиям. Мамочкам нужно научится любить ребенка в своем животике, даже если его появление стало для нее не очень приятным сюрпризом!

Многие ученые утверждают, что базовый психический и физический потенциал желанного ребенка гораздо выше. Дети же, которых не желали, плохо спят, легко расстраиваются и долго не могут успокоиться. Они, как правило, физически слабее желанных детишек.

Рекомендуем прочесть:  Норма кальция в крови, анализ повышен у женщин и мужчин, после 60 лет, ионизированный кальций, общий

Вы когда-нибудь задумывались, почему беременных просят не волноваться и избегать стрессовых ситуаций? Дело в том, что ребенок, находящийся в животике матери, очень чувствителен к ее настроению. Он видит, слышит, чувствует вкус и прикосновения. Ребенок видит «большой мир» глазами мамы, воспринимает его через призму её эмоций.
Ученые полагают, что мама и ребенок общаются друг с другом при помощи электромагнитных волн миллиметрового диапазона.

Вероятно, какая-то часть информации передаётся через водную среду организма матери. Однако малыш уже в утробе может проявлять самостоятельность. У него есть осязание (примерно с десятой недели плод чувствует прикосновения). С восемнадцатой недели беременности ребенок начинает пить околоплодные воды и различать вкус. Слуховой аппарат формируется примерно к двадцать второй неделе, но внешние шумы дети слышат плохо. Зато саму маму они слышат просто отлично. Поэтому рекомендуют будущим мамам читать вслух, напевать песни и просто разговаривать со своим малышом. Этим лучше заниматься, когда малыш бодрствует. Периоды его бодрствования определить несложно. Как правило, в это время ребенок активно шевелится. Будет просто замечательно, если ежедневно в один из периодов бодрствования малыша мама пообщается с ним таким образом: прикоснется к какой-нибудь точке на животе и что-нибудь ему скажет, например: «Здравствуй, малыш». Постепенно разговоры с малышом станут длиннее, и он на прикосновения будет отвечать своими толчками. К этой игре можно привлечь папу и старших детей. Только нужно учесть, что у каждого должна быть «своя» часть живота для прикосновений и «свой звуковой код». Такая игра, во-первых, развивает осязание и слух малыша, а во-вторых, благоприятно воздействует на его эмоциональное развитие. Еще не родившись, он знает, что его любят.
Роды

Ученые считают, что естественные роды как нельзя лучше влияют на будущее малыша во внешнем мире. Стимуляция родов разрывает взаимодействие матери и плода, ускоряя процесс помимо их воли, заставляя ребенка чувствовать себя жертвой, поэтому прибегать к ней стоит только по медицинским показаниям. При плановом кесаревом сечении всё происходит безболезненно для малыша, он не ощущает страха. Однако многие ученые считают, что борцом дитя в этом случае, скорее всего, не будет, и не рекомендуют прибегать к кесареву сечению без необходимости.

Послеродовой период

На этом этапе, по словам ученых, формируется отношение человека к свободе, своим силам и возможностям. Именно поэтому при естественных родах ребеночка сразу же кладут на живот матери. Он видит свою маму, чувствует её тепло. Одним словом, малыш чувствует себя защищенным и привыкает к свободе постепенно. Сразу после рождения, ещё не взяв грудь, малыш разглядывает мамино лицо широко распахнутыми глазами. Он как бы заново знакомится с ней. Этот процесс называется бондинг. Психологи утверждают, что именно во время этого разглядывания формируется устойчивая эмоциональная связь между матерью и ребенком. Просто замечательно, если рядом с новорожденным в этот момент окажется и папа, которого малыш раньше только слышал, – он тоже будет вовлечен в процесс бондинга – установления первого эмоционального контакта. Пусть папочка возьмет новорожденного на руки, прижмет к себе (лучше всего, если это будет контакт «кожа к коже»), поговорит с ним. Нужно отметить, что особенно большое значение присутствие отца имеет в случае кесарева сечения. Пока врачи «колдуют» над мамой, ребенок будет находиться на попечении папы.

Грудное вскармливание – очень важный момент, который влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Для грудничка нет ничего полезнее и питательнее маминого молочка. Ни одна, даже самая лучшая смесь не сможет полностью обеспечить его потребности в полезных веществах. Грудное молоко – самая лучшая профилактика различных заболеваний.

С точки зрения эмоций – это ниточка, которая связывает мать и дитя. Они по-прежнему составляют единое целое, но не в физическом, а в психоэмоциональном плане. Новорожденный очень чутко чувствует настроение матери. Зачастую, когда мама чем-то расстроена, малыш тоже ведет себя беспокойно, кричит, капризничает. Нужно постараться быть как можно спокойнее. Избежать перепадов настроения, возможно, не удастся, но смягчить их поможет аутотренинг, забота и помощь близких (особенно мужа).
Ещё одним очень важным фактором, влияющим на эмоциональное развитие ребенка, является внимательное, чуткое отношение его родителей к нему и друг к другу.

· Диагноз: 5-е сутки послеродового периода, течение — нор­мальное.

· Молоко — непрозрачная белая эмульсия, содержащая в 1 мм 3 около 5 млн. молочных жировых шариков. Состав молока, %: вода — 88, молочный сахар — 7, жир — 3,3, белки — 1,5, соли и прочие вещества — 0,2, относительная плотность -1026-1036. На 5-е сутки молочные железы выделяют «переходное» молоко.

· Состав лохий и высота стояния дна матки у родильницы С. соответствуют 5-м суткам послеродового периода.

Определение срока беременности и даты родов

Подготовка к деторождению состоит из серии бесед, участие в которых будущего отца весьма желательно. Обучение родителей сути процессов, сопровождающих беременность и роды, проводится в виде лекций, аудиовизуальных занятий, групповых дискуссий. Мать необходимо обучить правильному расслаблению, упражнениям, укрепляющим мышцы живота и спины, повышающим общий тонус, расслаблению суставов (в основном тазобедренных). Ее также следует обучить использованию разных способов дыхания при маточных сокращениях в первой и второй стадиях родов, а также непосредственно в момент рождения головки плода. Хотя подготовка к деторождению снижает реакцию на боль, нужда в других методах обезболивания остается приблизительно такой же, как и в контрольной группе. Вместе с тем необходимость обезболивания у подготовленных женщин в процессе родов наступает все же позднее. Целесообразно обсудить возможный способ обезболивания еще во время дородовых бесед и избегать применения медикаментов без серьезной необходимости либо могущих причинить вред плоду. Если это не сделано, результатом может быть значительное снижение (иногда — полное отсутствие) эффекта медикаментозного обезболивания, если необходимость его все-таки возникла. Следует четко разъяснить, что применение эпидуральной анестезии или других необходимых методик обезболивания при правильном выполнении для ребенка безвредно.

Необходимо отметить, что психопрофилактическая подготовка беременных к родам, разработанная и внедренная в широкую практику впервые в России (в Европе этот метод носит название — метод Ламазе, или «русский метод»), заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга. Психопрофилактическая подготовка не является самостоятельным методом, а осуществляется в комплексе с физической подготовкой беременных. Ее следует начинать с первого посещения беременной консультации и завершать за 7-10 дней до родов. Первое занятие врач проводит индивидуально, следующие занятия — специально обученная акушерка групповым методом.

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга.

Цель — установить психологический контакт между врачом и беременной, выяснить отношения в семье, условия быта и труда, ознакомиться с особенностями личности беременной и ее отношением к беременности и родам (желанная ли беременность, какие опасения есть у беременной, какая социально-правовая помощь ей нужна).

1. Гигиена беременной во II и III триместрах.

2. Анатомо-физиологические особенности женского организма (строение половых органов, менструальный цикл, зачатие, развитие беременности).

3. Периоды родов (краткая характеристика).

4. Роды как безболезненный и малоболезненный физиологический акт.

III ЗАНЯТИЕ

Подготовка к первому периоду родов. План:

2. Схватки и механизм раскрытия шейки матки.

o углубленное дыхание, значение дыхания во время родов;

o поглаживание кожи живота и потирание поясницы;

o прижатие “точек обезболивания”.

4. Другие наставления по управлению родами:

o усиление схваток при ходьбе и в положении на боку;

o наблюдение за схватками по минутам.

5. Обучение приемам обезболивания и обоснование их действенности.

Акцентируют внимание беременных на том, что излитие вод даже при отсутствии схваток является показанием для экстренного поступления в родильный дом.

Подготовка ко второму периоду родов. План:

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
71.88%
Еще нет, почитаю.
21.88%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.25%
Проголосовало: 128

1. Признаки наступления второго периода родов.

2. Механизм периода изгнания.

3. Обучение проведению второго периода родов:

o тренировка проведения потуги,

o поведение в момент выведения головки.

Установка на родильный дом.

1. Последовательное описание обстановки родильного дома и тех процедур, которые проходит роженица.

2. Отправление основных физиологических потребностей в родах.

3. Акушерское наблюдение в родах.

4. Радость материнства и взаимоотношения с персоналом родильного дома.

Последние 4 занятия целесообразно проводить во время дородового отпуска.

Необходимо отметить, что психопрофилактическая подготовка беременных к родам, разработанная и внедренная в широкую практику впервые в России (в Европе этот метод носит название — метод Ламазе, или «русский метод»), заключается в том, чтобы с помощью отдельных занятий повысить порог возбудимости коры головного мозга и создать так называемую положительную родовую доминанту в коре головного мозга. Психопрофилактическая подготовка не является самостоятельным методом, а осуществляется в комплексе с физической подготовкой беременных. Ее следует начинать с первого посещения беременной консультации и завершать за 7-10 дней до родов. Первое занятие врач проводит индивидуально, следующие занятия — специально обученная акушерка групповым методом.

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам (греч. psyche душа + prophylaktikos предохранительный) — метод подготовки беременных женщин к родам путем проведения специальных занятий, направленных на преодоление страха перед родами, предупреждение или облегчение болей во время родов. Психопрофилактическая подготовка беременных является важным звеном в системе рациональной организации родовспоможения.

Психопрофилактическая подготовка беременных оказывает большое дисциплинирующее и некоторое болеутоляющее действие, что благоприятно сказывается на течении и исходе родов; ее применение позволяет сократить продолжительность родов, уменьшить частоту разрывов промежности и шейки метки и слабости родовой деятельности, предотвратить гипоксию плода и асфиксию новорожденного, снизить величину кровопотери в последовом и раннем послеродовом периодах. Психопрофилактическая подготовка беременных помогает акушерам управлять родами, повышает общую культуру родовспоможения.

Рекомендуем прочесть:  Состояние женщины на 39 неделе беременности усталость раздражительность

На основании учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и анализа особенностей нервных процессов во время беременности и родов была создана концепция о происхождении и природе родовой боли. Установлено, что в формировании родовой боли наряду с раздражением нервных рецепторов полового аппарата принимает участие условнорефлекторный компонент, связанный с воздействием на вторую сигнальную систему. Страх перед родами, отрицательные эмоции резко понижают порог возбудимости коры головного мозга, и даже незначительные раздражители могут восприниматься как сильные боли. И наоборот, положительные эмоции повышают тонус коры и снижают болевую чувствительность.

В возникновении и укреплении отрицательных эмоций, связанных с родами, и страха перед ними существенная роль принадлежала общественно-историческим условиям, предрассудкам и религии. Роды, особенно патологические, с неблагополучным исходом для матери и ребенка внушали другим женщинам страх перед родами. Неминуемость родовых мук проповедовалась религией. Описание патологических родов в произведениях художественной литературы также способствовало закреплению в сознании женщин мнения о родах как о болезненном, мучительном, небезопасном для матери и ребенка процессе. Однако болевые ощущения не являются обязательными при развитии сократительной деятельности матки, брюшного пресса и скелетной мускулатуры, обеспечивающих нормальное течение родов (см.).

Русские врачи М. В. Добровольская в 1891 г. и А. Н. Ховрин в 1896 г. успешно применили гипноз для обезболивания родов. Сложность метода заключалась в необходимости присутствия во время родов врача-гипнотизера; метод не получил широкого распространения. Тем не менее была доказана возможность словесного воздействия на роженицу. В начале 30-х гг. 20 в. К. И. Платонов, А. П. Николаев и В. И. Здравомыслов предложили гипносуггестивный метод обезболивания родов. Научная разработка метода и внедрение П. п. б. относятся к 40-м гг. Основоположниками системы П. п. б. являются советский психоневролог И. 3. Вельвовский, невропатолог К. И. Платонов, акушеры В. А. Плотичер и Э. А. Шуг.

Разработанная в нашей стране система П. п. б. с 50-х гг. получила широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом. Папа Пий XII от лица католической церкви дал разрешение на применение верующим католикам советского метода психопрофилактики болей в родах.

В 1951 г. был опубликован приказ Министра здравоохранения СССР о внедрении психопрофилактической системы как метода обезболивания родов (см.) в практику здравоохранения. Была намечена широкая программа учебного и организационно-методического характера. Много сделали для усовершенствования и популяризации метода А. П. Николаев, Ф. А. Сыроватко и А. И. Долин. Вначале метод именовался системой психопрофилактического обезболивания родов. В дальнейшем, когда стало очевидным преимущественно дисциплинирующее, а не обезболивающее действие метода, и возможность применения и совершенствования на его основе медикаментозного обезболивания, система получила название психопрофилактической подготовки беременных к родам. Сущность ее заключается в устранении страха и отрицательных эмоций перед родами, в убеждении женщины в необходимости ее активного и сознательного участия в родах. Этим достигается нормализация основных нервных процессов, регулирующих родовую деятельность, а также повышение порога возбудимости коры головного мозга. Благодаря этому не все импульсы из родовых путей преформируются в родовую боль.

Психопрофилактическая подготовка должна начинаться с первого посещения беременной женской консультации (см.) и длиться весь период беременности; особенно активно ее проводят в течение 4—5 нед. до родов и во время родов. Кроме тщательного акушерского, общесоматического и клинико-психологического обследования беременных, с ними проводятся занятия, включающие гимнастические упражнения и по показаниям — ультрафиолетовое облучение. Поэтому метод называют также физиопсихопрофилактической подготовкой к родам. П. п. б. не имеет противопоказаний.

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, где имеются наглядные учебные пособия (рисунки, таблицы, муляжи, плакаты). Целесообразно также иметь зал (помещение) для занятий гимнастическими упражнениями и проведения ультрафиолетового облучения.

На втором занятии беременных знакомят с течением нормальных родов по периодам. Обращают внимание на физиол, особенности первого и последующих периодов родов, на то, что первый период является самым продолжительным, характеризуется схватками, обеспечивающими раскрытие шейки матки, рассказывают о роли плодного пузыря и околоплодных вод. Женщинам разъясняют, что роды протекают при определенной затрате физических сил, особенно в периоде изгнания плода, и что их течение в значительной степени зависит от правильного поведения роженицы во время родов, от ее умения рационально расходовать физические силы, точно выполнять все указания медперсонала. Беспокойное поведение во время и вне схваток не только приведет к излишним затратам энергии, но может нарушить регулярность родовой деятельности и затруднить своевременное распознавание отклонений в родах от нормального течения. Беременных обучают правильному дыханию во время родов и приемам, позволяющим снизить болевые ощущения.

На третьем занятии повторяют сведения о периоде раскрытия шейки матки, изучают приемы, направленные на уменьшение болевых ощущений. Приемы заключаются в следующем: глубокое ритмичное дыхание во время схваток (роженица в это время должна лежать спокойно); легкое поглаживание живота кончиками согнутых пальцев рук в сочетании с дыханием, прижатие большими пальцами рук гребешков подвздошных костей у передневерхних остей, массаж кожи в пояснично-крестцовой области и др. Беременные под руководством врача, ведущего занятия, овладевают этими приемами.

Четвертое занятие посвящается второму и третьему периодам родов. Беременных обучают правильно тужиться (как задерживать дыхание во время потуги после предварительного глубокого вдоха, как сочетать потуги со схватками и т. д.), рассказывают, как надо вести себя вне потуг, в момент выведения головки и в послеродовом периоде.

На пятом занятии повторяют сведения, полученные ранее, еще раз выполняют приемы дыхания, поглаживания и др., знакомят с манипуляциями, которые проводятся медперсоналом в последовом и раннем послеродовом периодах (наблюдение за отделением последа, осмотр родовых путей).

Если позволяет время, проводят шестое занятие, на к-ром повторяют материал предыдущих занятий, изученные приемы и обучают беременных уходу за новорожденным.

Каждое занятие заканчивается гимнастическими упражнениями и, по показаниям, сеансом ультрафиолетового облучения. Иногда бывает целесообразно чередовать изложение материала с гимнастическими упражнениями. Проведенные занятия регистрируются в обменной карте беременных. Приемы и упражнения беременным рекомендуют повторять дома. Во время родов акушерка и врач напоминают роженице необходимые приемы и помогают правильно выполнять их.

По мере совершенствования метода в ряде консультаций стали выделять беременных с отягощенным акушерским анамнезом (группы риска) и отдельно заниматься с ними, воспитывая уверенность в благоприятном исходе предстоящих родов.

В. В. Абрамченко (1973) предложил метод психологического исследования с использованием разработанной им шкалы для количественной и качественной оценки психосоматического состояния беременных и рожениц, позволяющий оценить особенности их социального и психического статуса. В нем особое внимание обращается на отношение беременной к предстоящему появлению ребенка. Метод дает возможность проводить Психопрофилактическую подготовку беременных к родам дифференцированно, с учетом отклонений, которые могут быть выявлены у каждой женщины, и в случае необходимости сочетать П. п. б. с медикаментозным обезболиванием.

Результаты П. п. б. оцениваются врачом, ведущим роды, и заносятся в историю родов и обменную карту.

При этом по пятибалльной системе отдельно учитываются болеутоляющий и дисциплинирующий эффект (в числителе оценка болеутоляющего действия, в знаменателе — дисциплинирующего). В подавляющем большинстве случаев дисциплинирующий эффект выше обезболивающего. Кроме того, эффективность метода может оцениваться другим способом: наивысший эффект (+++), наименьший (+), неудовлетворительный эффект, т. е. беспокойное поведение роженицы, утрата контакта, крики (—).

Библиография: Баскаков В. П. О не которых особенностях психопрофилактического метода обезболивания родов, Труды Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова, т. 59, с. 64, Л., 1954; Бодяжина В. И. и Шмакин К. Н. Акушерство, с. 174, М., 1979; Вельвовский И. 3. Система психопрофилактического обезболивания родов, М., 1963, библиогр.; Петров-Маслаков М. А. Психопрофилактика родовых болей, Л., 1961; Плотичер В. А. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам, М., 1959, библиогр.; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 167, Киев, 1976.

На втором занятии беременных знакомят с течением нормальных родов по периодам. Обращают внимание на физиол, особенности первого и последующих периодов родов, на то, что первый период является самым продолжительным, характеризуется схватками, обеспечивающими раскрытие шейки матки, рассказывают о роли плодного пузыря и околоплодных вод. Женщинам разъясняют, что роды протекают при определенной затрате физических сил, особенно в периоде изгнания плода, и что их течение в значительной степени зависит от правильного поведения роженицы во время родов, от ее умения рационально расходовать физические силы, точно выполнять все указания медперсонала. Беспокойное поведение во время и вне схваток не только приведет к излишним затратам энергии, но может нарушить регулярность родовой деятельности и затруднить своевременное распознавание отклонений в родах от нормального течения. Беременных обучают правильному дыханию во время родов и приемам, позволяющим снизить болевые ощущения.

Психопрофилактическая подготовка к родам должна начинаться в женской консультации при первом обращении беременной и завершаться в последние 1—2 недели беременности обобщающей беседой.

Во время первого осмотра врач знакомится с анамнезом беременной, выявляет общее состояние ее, определяет акушерский статус, выясняет характер и источник опасений беременной в связи с предстоящими родами. В дальнейшем врач имеет возможность устранить страхи беременной, доказав их несостоятельность.

Внимательное, подробное обследование беременной, дружеская беседа с целью выявления анамнестических данных, участливый и вместе с тем бодрящий тон врача создают атмосферу должного контакта с беременной, успокаивают ее, вселяют в нее уверенность в благоприятном исходе родов.

Во время каждого последующего посещения женской консультации врач неизменно разъясняет беременной, что роды — физиологический акт, поэтому болевые ощущения в родах не обязательны.

За 4—5 недель до предполагаемого срока родов с беременными должны проводить систематические занятия по подготовке к родам. Занятия эти (беседы) следует проводить в кабинетах, оборудованных соответствующими наглядными пособиями, иллюстрирующими процессы, происходящие во время родов (схемы, таблицы, муляжи, фантом).

Рекомендуем прочесть:  Лесные грибы: правда или миф об их испорченности при замачивании на сутки?

С женщинами, у которых беременность протекает нормально, занятия ведут группами, при наличии осложнений беременности, сопутствующих заболеваний, функциональных расстройств нервной системы, отягощенного акушерского анамнеза — занятия следует проводить в индивидуальном порядке. Психопрофилактическую подготовку беременной в женской консультации должен проводить врач.

Перед каждым занятием врач должен осведомиться о самочувствии беременных и, если имеются какие-либо жалобы, то в зависимости от их характера,— либо предложить беременной остаться после занятия для осмотра, либо, если жалобы не терпят отлагательств, сразу же подвергнуть беременную осмотру в отдельном кабинете и принять необходимые меры (совет, лечение, стационирование).

Первое занятие посвящают устранению страха у беременной перед родами, страха боли (об этом необходимо упоминать и во время последующих занятий). Беременным объясняют причины возникновения ложных представлений о неизбежности болей в родах. Врач подчеркивает, что женщине в течение веков внушались неправильные представления о неизбежной болезненности родов; указывает на отрицательное значение ожидания болей, страха перед болью, как основных причин, определяющих возникновение болевых реакций; приводит примеры, подтверждающие, что в зависимости от нашего отношения к боли или другому ощущению, мы по-разному переносим их; подчеркивает значение коры головного мозга в формировании и восприятии болей.

На втором занятииописывают роды как нормальный физиологический процесс. На этом занятии беременным сообщают краткие сведения об анатомии наружных и внутренних половых органов женщины, рассказывают об изменениях, происходящих в организме ее во время беременности. При этом подчеркивают, что и анатомическое строение, и физиологические изменения, происходящие в организме беременной, обеспечивают нормальное и почти безболезненное течение родов. Необходимо доказать беременным необязательность и ненужность болей в родах, разъяснить, что родовые схватки и родовые боли — явления разные: первые обязательны для нормального течения родов, вторые — не обязательны.

Подчеркивая ведущую роль коры головного мозга в формировании болевых ощущений, врач должен пояснить беременным, что боли в родах не будут ощутимы не только потому, что женщина вообще ничего не будет чувствовать; он поясняет, что благодаря подготовке нервная система беременной приходит в такое состояние, при котором все ощущения в родах будут мало болезненными.

На третьем занятиибеременным объясняют особенности первого периода родов. Врач знакомит беременных с механизмом раскрытия шейки матки, разъясняет, что первый период родов совершается при помощи регулярных, ритмических сокращений тела матки и одновременного открытия шейки. Беременным объясняют субъективные ощущения рожающей женщины, дают понятие о схватках, их частоте, продолжительности и регулярности, а также значение плодного пузыря околоплодных вод в процессе раскрытия шейки матки.

На этом же занятии беременным преподают «приемы обезболивания» в первом периоде родов с объяснением значения каждого приема. При этом врач указывает, что во время схваток необходимо лежать спокойно, так как беспокойное поведение роженицы мешает правильной работе матки: схватки становятся беспорядочными, а потому и болезненными, а роды затягиваются.

1-й прием обезболивания. Во время паузы между схватками роженица должна лечь на бок, соответствующий спинке плода. В этом положении ребенок своей спинкой давит на нервные окончания (рецепторы) матки, что по И. И. Рудневу, обеспечивает более энергичные, правильные схватки. Следует указать, что неподготовленные роженицы зачастую ложатся на бок, противоположный позиции плода, так как это им удобнее и спокойнее. Схватки при этом становятся слабыми, короткими, малопродуктивными, и роды затягиваются.

2-й прием. Во время схватки женщина поворачивается на спину, чтобы придать правильное положение матке и плоду.

3-й прием. Во время схватки роженица глубоко дышит. Дыхание должно быть ритмичным в течение всей схватки, вдохи и выдохи в темпе физиологического дыхания. Врач объясняет беременным, что это важно для благополучия ребенка, так как во время схватки, вследствие сокращения мышц матки, сдавливаются сосуды, идущие к плаценте, и поступление кислорода ребенку несколько ограничивается. Поэтому важно, чтобы кровь во время схватки была насыщена достаточным количеством кислорода с тем, чтобы во время паузы к плаценте устремилась кровь, богатая кислородом. Следует рекомендовать беременным утром и вечером в постели совершать ритмические дыхательные движения и учиться дышать глубоко.

4-й прием. С ритмичным дыханием должно сочетаться поглаживание нижней половины живота. Пальцы рук располагаются выше лона по средней линии. Движение рук совершается от средней линии живота кнаружи и кзади до уровня аксилярной линии. Во время вдоха движение рук от средней линии кнаружи, во время выдоха — обратное движение. Беременным указывают, что поглаживание снижает болевую чувствительность.

5-й прием. Когда схватки учащаются (через 2—3 минуты) нужно придавливать «точки обезболивания»: спереди у передневерхних остей подвздошных костей и сзади у наружных углов поясничного ромба.

6-й прием. В течение всего периода раскрытия роженица должна «считать схватки», т. е. отмечать число схваток за 30 минут, и продолжительность каждой схватки в секундах. Это отвлекает роженицу и тем самым способствует болеутолению.

В паузе между схватками роженице рекомендуют отдыхать (дремать), чтобы сохранить силы для решающего момента родового акта — периода изгнания. Врач должен подчеркнуть, что во время родов роженица не должна забывать о питании и есть все, что ей разрешено, ибо роды это труд, требующий затраты энергии, а энергию восстанавливает питание.

Очень важно, чтобы роженица своевременно опорожняла мочевой пузырь, так как переполненный мочевой пузырь мешает продвижению плода, давление предлежащей части на него вызывает сильную боль. Занятие заканчивается практическим выполнением всех «приемов обезболивания» беременными.

Четвертое занятие. Беременных знакомят с физиологией второго и третьего периода родов и обучают поведению во время каждого из этих периодов. Рассказывая о механизме поворотов и продвижения головки плода в период изгнания, о механизме рождения головки и плечиков, врач должен убедительно доказать, что и этот период может протекать безболезненно. Беременных знакомят с характером ощущений и с приемами обезболивания во время второго периода родов.

1-й прием роженица применяет с момента полного раскрытия шейки матки и до начала потуг. Прием заключается в том, что роженица во время схватки ложится на спину, сгибает ноги в коленях и тазобедренных суставах, охватывает свои колени руками и прижимает бедра к животу таким образом, чтобы бедра касались боковых поверхностей живота. Этим достигается изменение угла наклонения таза и облегчается прохождение головки через вход в таз.

2-й прием выполняется во время потуг. Роженица лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы плотно упираются в кровать. Верхняя часть туловища приподнята. Во время потуг роженица тянет лямки, привязанные к ножному концу кровати, на себя, прижимает подбородок к груди и тужится. В заключительной части занятия проводятся тренировочные упражнения по выполнению вышеуказанных приемов.

Шестое занятие. Беременных (особенно рожающих впервые) знакомят с симптомами начала родов. Указывают также, что отхождение вод до начала схваток или появление даже незначительного количества крови требует помещения беременной в стационар.

Во время этого же занятия следует рассказать обо всех тех санитарно-гигиенических мероприятиях, которыми сопровождается прием роженицы в стационар (измерение температуры, бритье волос на лобке, клизма, купание и т. д.).

В заключение врач дает беременным окончательное напутствие и еще раз убедительно подчеркивает благополучное течение и безболезненность предстоящих родов.

С окончанием последнего занятия все беременные в течение ближайшего времени, если роды еще не наступили, обязательно приглашаются к врачу на дополнительные беседы.

Беременные, у которых были отмечены сопутствующие заболевания, осложнения беременности (например, узкий таз), тазовые предлежания, многоплодная беременность, отягощенный или неврологический анамнез, должны быть подготовлены индивидуальным путем.

У этой категории беременных особенно важно выявить их опасения. В процессе подготовки этих женщин, кроме тех сведений, которые излагаются всем беременным, необходимо в доступной понятной форме изложить сущность заболевания или осложнения, подчеркивая при этом, что правильное поведение роженицы способствует благоприятному исходу родов.

Беременных, у которых в родах возможно оперативное вмешательство, необходимо подготовлять к предстоящей операции. Врач должен объяснить беременной, чем вызвана необходимость операции, популярно изложить сущность ее и выработать спокойное, разумное отношение к ней и уверенность в благоприятном исходе.

Проводя подготовку беременных с отягощенным акушерским анамнезом, врач должен провести анализ прошлых родов у беременной и подчеркнуть необходимость строгого выполнения всех приемов психопрофилактики для благополучного исхода предстоящих родов.

При подготовке беременной врач также должен выяснить, нет ли у нее тяжелых психических переживаний, узнать их причины, по возможности помочь устранить эти причины и постараться успокоить женщину.

Большую помощь в деле психопрофилактической подготовки беременных в городах может оказать врачу работа патронажных сестер; последние имеют возможность ознакомиться с бытом беременной, с ее окружением, повлиять в нужном направлении на родственников и т. д.

Следует широко практиковать организацию встреч беременных с родильницами, успешно родившими после психопрофилактической подготовки.

Эффективность родообезболивания при слабом типе нервной системы оказалась почти в четыре раза хуже, чем при сильном уравновешенном типе. Было установлено, что с женщинами со слабым типом нервной деятельности необходимо провести дополнительные индивидуальные беседы, что повышало эффективность родообезболивания. При осложнениях беременности эффективность психопрофилактического метода может быть достигнута при подготовке таких беременных в стационаре до родов. Эти же авторы установили, что при сочетании психопрофилактической подготовки с проведением комплекса гимнастических упражнений наблюдаются хорошие результаты; при этом отмечалось также сокращение длительности родов и уменьшение количества осложнений для матери и плода. Доказана была также целесообразность в соответствующих случаях сочетания метода психопрофилактики с фармакологическим методом обезболивания родов.

При подготовке беременной врач также должен выяснить, нет ли у нее тяжелых психических переживаний, узнать их причины, по возможности помочь устранить эти причины и постараться успокоить женщину.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения