Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.
Александра Костяева
Ведение фенологического календаря природы со старшими дошкольниками
Ведение фенологического календаря природы с детьми старшего дошкольного возраста
Слайд 2. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.
Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому –состояние растений: началось сокодвижение в березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето.
Слайд 3. Фенологический календарь — это разделение года на качественно различающиеся периоды — сезоны и под сезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие.
Слайд 4. Фенологические наблюдения — одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы в уголках природы.
Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления.
Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской деятельности и всегда вызывают у детей большой интерес.
Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в календарь природы.
Слайд 5. Ведение календарей природыимеет большое значение для экологического образования детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем — использование в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.
Слайд 6. Какие наблюдения можно отмечать в фенологическом календаре?
Когда зацветёт серая ольха установится весна.
Одним из самых важных природных явлений весной становится распускание листьев берёз. Считается, чем раньше зазеленеет берёза, тем длиннее будет теплая часть года.
Следующее природное явление — появление золотых россыпей одуванчиков. Это означает, что средняя суточная температура переходит отметку 10 градусов.
Следующая фенологическая фаза всем известна — цветение черемухи. Чем раньше цветёт черёмуха, тем теплее оказывается вторая половина лета и начало осени.
Слайд 7. Наблюдая за природой, отмечая происходящие с ней изменения в фенологическом календареможно организовать с детьми посев разных культур:
•цветет мать-и-мачеха, распустились почки на березе — пора сеять салат, лук;
•зацветает вишня — можно сеять укроп;
•появились на дубе листья — можно сажать горох;
•в период от начала цветения орешника до начала цветения черемухи — посадка и пересадка деревьев и кустарников;
Слайд 8. С детьми старшего дошкольноговозраста можно выделить приметы каждого сезона и их основные признаки:
Так,весенний сезон состоит из трех подсезонов:
• Таяние снега — появление первых проталинок. Начинается сокодвижение и набухание почек берез и кленов. Оживление весны — начинается с зацветания мать-и-мачехи. Заканчивается период с появлением листьев на березе. Вылетают шмели.
• Разгар весны — начинается с момента появления листьев на березе. Цветет черемуха, начинается цветение плодовых деревьев в саду. Появляется все больше насекомых, прилетают певчие птицы. Завершается период зацветанием рябины и сирени.
• Предлетье — заканчивается цветение плодовых деревьев в саду, в лесу, всё буйно зеленеет и цветёт. Появляются стрекозы.
Слайд 9.Летний сезон состоит из трех подсезонов:
• Начало лета — начинается с зацветания шиповника. Становится всё теплее, все сильнее прогревается вода. В этот период самые длинные в году дни.
• Полное лето — начинается с зацветания липы, созревает чёрная и красная смородина, садовая земляника. Появляются кузнечики.
• Спад лета — заметно удлиняются ночи. Начинает охлаждаться вода.
Слайд 10.Осенний сезон состоит из трех подсезонов:
• Начало осени — начинается с появления первых жёлтых листьев в кронах лип, берез, а заканчивается, когда число желтых и зелёных листьев становится примерно одинаковым.
• Золотая осень — в течение этого периода листва на деревьях всё сильнее желтеет. Начинается листопад. Все сильнее охлаждаются воздух и вода. Улетают стаи перелётных птиц.
• Предзимье — начинается с выпадением первого снега и заканчивается с установлением санного пути и ледостава на водоёмах.
Сайд 11.Зимний сезон состоит из трех подсезонов:
• Первозимье — начинается с установления на водоемах прочного ледового покрова.
• Коренная зима — Начинается в 20-тых числах декабря и длится до февраля.
• Перелом зимы — начинается в феврале, вместе с заметным увеличением продолжительности светового дня.
Слайд 12. Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у детей привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей.
Слайд 13. Роль фенологического наблюдения в системе формирования экологической культуры дошкольников впервые была сформулирована в работах З. Д. Сизенко-Казанец, А. Ф. Мазуриной, М. В. Лучич. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В современных программах по экологии принцип сезонности в обучении детей — необходимое условие экологического образования дошкольников.
•цветет мать-и-мачеха, распустились почки на березе — пора сеять салат, лук;
ВВЕДЕНИЕ В ФЕНОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Данный календарь составлен по материалам нескольких книг (Сысоев Н.Д. «Встречи с природой», Калецкий А.А. «Калейдоскоп натуралиста», Стрижев А.Н. «Календарь русской природы») и по некоторым моим наблюдениям.
Цель календаря — помочь всем научиться ориентироваться в основных сезонных явлениях Природы. Поскольку на тему природы пишут очень многие, то иногда некоторые допускают ошибки, связанные с тем, что смещают фенологические явления или путают их между собой. Конечно, большинство обитателей Сайта — жители городов, и неуместно требовать от всех точного знания природных явлений, поэтому каждый может для себя тут подчерпнуть интересный материал для любых произведений.
Пользуйтесь на здоровье!
Хочу от себя добавить, что фенологические сроки определены средние за период: 1900 — 2000 годы, то есть период в сто лет, разброс ранних и поздних сроков в зависимости от года может отличаться от среднего на 2 недели, а то и больше. При этом, сроки в календаре даны для явлений на климатическом поясе Подмосковья, поэтому, кто живет южнее — у того фенологические даты могут наступать раньше (условно: 80-100 км. — весна наступает раньше на 1 день).
Для крупного города и близкого пригорода многие фенологические события происходят раньше, поскольку, например, в Казани в среднем теплее на 2-3 гр., чем за городом, а это очень влияет на микроклимат.
Так, в течение 10 лет я наблюдал зимовки грачей и уток в городе. Береза распускает листья на 3-5 дней раньше, чем на опушке леса. Даты же в КАЛЕНДАРЕ даны исключительно для сельской местности, где природа не тронута урбанизацией.
Еще хочется отметить потепление климата за последние 30 лет, это также надо учитывать при изучении КАЛЕНДАРЯ. Таким образом, КАЛЕНДАРЬ — не догма, а руководство к действию, по крайней мере, можно условно опираться на средние фенологические сроки и корректировать их по вашим наблюдениям, отметив 3-4 заметных фенологических явления.
Впрочем, если искусство требует, то фенологию можно принести ей в жертву, было такое даже у классиков: Есенин, Пушкин, Бунин, Плещеев. но про это в другой статье.
Проникновение в сокровенные тайны Природы — занятие очень увлекательное, желаю всем успехов на этом поприще!
КАЛЕНДАРЬ СРЕДНИХ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ДАТ ПРИРОДЫ
ВЕСНА: МАРТ — АПРЕЛЬ — МАЙ МЕСЯЦЫ
Фенологическое явление средний срок
Прилет первого грача 04.03
Начало порчи санного пути 07.03.
Массовый прилет грачей 11.03
Обнажаются почки вербы 12.03
Появление проталин 14.03
Начало гнездования серой вороны 16.03
Песня овсянки обыкновенной 21.03
Первые кучевые облака 23.03
Начало гнездования грачей 26.03
Прилет жаворонков 27.03
Прилет скворцов 30.03
Вылет бабочек-крапивниц 31.03
Прилет зябликов 02.04
Прилет уток-крякв 04.04
Конец санного пути 05.04
Вскрытие средних рек 07.04
Начало сокодвижения березы 08.04
Прилет белых трясогузок 09.04
Прилет чаек 10.04
Песня певчего дрозда 10.04
Прилет чибисов 11.04
Первые комары-толкуны 11.04
Сход снежного покрова на поле 12.04
Пролет журавлей 12.04
Зацветание мать-и-мачехи 13.04
Вылет бабочек-лимонниц 14.04
Токование глухаря 15.04
Зацветает серая ольха 16.04
Зацветает орешник 18.04
Исчезновение снега в березняках 19.04
Оттаивает почва 20.04
Появление лесных муравьев 22.04
Зацветает медуница 23.04
Заурчали лягушки 24.04
Вылет шмеля 24.04
Зацветает хохлатка 24.04
Зацветает ветреница 25.04
Развертывает почки волчье лыко 25.04
————————-бузина 26.04
————————-сирень 26.04
————————-тополь 27.04
————————ветла 28.04
Зацветает ива-бредина 27.04
Начинает куковать кукушка 28.04
Зацветает осина 29.04
———— фиалка душистая 29.04
————вяз шершавый 30.04
————-калужница 02.05
Первая весенняя гроза 02.05
Развертывают почки:
Верба 30.04
Малина 01.05
Ольха 02.05
Клен 03.05
Орешник 05.05
Береза 05.05
Появление сморчков 06.05
Вылет майских жуков 06.05
Конец заморозков в воздухе 06.05
Зацветают:
Береза 07.05
Тополь 07.05
Клен остролистый 07.05
Примула 07.05
Ветла 08.05
Первая ласточка 09.05
Запевает соловей 10.05
Развертываются почки дуба 11.05
Зацветает одуванчик 11.05
Развертывает почки липа 12.05
Прилет стрижей 14.05
Цветет черемуха 15.05
Стебление озимой ржи 16.05
Крик перепела 17.05
Цветет черная смородина 18.05
Цветет купальница 21.05
Цветет сирень 22.05
Цветет дуб 23.05
Цветет ландыш 23.05
Цветет рябина 25.05
Цветет красный клевер 31.05
Фенологическое явление средний срок
Фенология – наука о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.
Наблюдения за ходом сезонных изменений ведутся на основе заметных изменений природы, например, начало и окончание листопада, прилёт и отлёт птиц, появление грибов, первый снег и заморозок – такие явления называют феноиндикаторами, и они же определяют наступление той или иной фазы развития природы.
За явлениями природы наблюдают несколько лет, а затем выводят среднюю дату их наступления. С помощью такого календаря можно спрогнозировать лучшие сроки для проведения сезонных работ в лесном, сельском, охотничьих хозяйствах.
Традиционный метод сбора фенологической информации – визуальный, он не требует специального оборудования и приборов, может быть организован в любой природной зоне по всему миру.
Места наблюдений должны находиться в пределах ландшафта, характерного для данной местности, где достаточно полно представлены все предполагаемые объекты наблюдений.
При организации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:
Наблюдения необходимо проводить только над теми объектами (виды растений и животных), которые хорошо известны наблюдателю.
Точно указывайте место наблюдения (район, населённый пункт, географические координаты).
Наблюдение должно быть подробно записано и внесено в базу фенологической сети в тот же день, когда оно проводилось.
Наблюдения должны быть регулярными: в весенний и осенний периоды не реже одного раза в 2–3 дня (в связи с быстрой сменой явлений); летом допускаются бо́льшие перерывы; в конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.
Напоминаем, что корпорация «Российский учебник» совместно с Русским географическим обществом проводят конкурс «Растительный и животный мир моего края». Результаты фенологических наблюдений участников отображаются на сайте фенологического портала РГО .
При организации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:
ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ
Наблюдение
КАЛЕНДАРЬ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Средняя дата
Установление сухих и умеренных морозов
Падение температуры воздуха ниже -20° C.
Начало таяния снежного покрова
Прилёт жаворонков и скворцов
Первый вылет бабочки-крапивницы
Начало сокодвижения у березы
Первый вылет бабочки павлиний глаз
Последние заморозки (иней) на почве
Начало цветения мать-и-мачехи
Начало цветения ольхи, орешника
Раскрываются почки у шиповника, яблони, клёна
Прилёт жаворонков и скворцов
Фенология. Понятие и объект исследования
Фенология —наука о сезонных явлениях в живой природе, изучает, и регистрируют изменения в живой природе, обусловленные сменой времени года и погодными условиями.
Этимология: Феномен – явление (греч.).
Объект исследования фенологии –сезонных явлениях в живой природе
Фенологические явления — сезонные явления живой природы, гидрометеорологических событий, наступление которых характеризует сезонное развитие природы.
Весна — время года, продолжающееся с момента весеннего равноденствия (21 марта) до момента летнего солнцестояния (21-22 июня). Месяцы: март, апрель, май.
– завершение периода преобладания высокого давления
– специфические фенологические явления
В Беларуси фенологическая весна наступает в 1-й день марта (Ю-З), конце марта (С-В).
Характ6ризуется переходом Т через 0 0 С ↑ заканчивается ↑ Т до 10 0 С
– последняя пятидневка апреля (Ю-З)
Фенологическое деление на подсезоны
Ранняя весна — снеготаяние, начинается с сокодвижения у березы и, заканчиваются с набуханием почек калины.
Оживление весны (до 1 месяца).
Разгар весны — начало мая, когда прекращаются морозы в воздухе, заканчивается — цветением калины и облиствлением березы.
Лето— пора года с момента летнего солнцестояния (21-22 июня) до осеннего равноденствия (23 сентября).
Месяцы: июнь, июль, август.
Характерно повышение влияния солнечной радиации, Т ↑ 10 0 С. Начинается когда Т ↑ 12 0 С. Характерная погода: утром ясно, днем ↑ ветер, кучевые облака, гроза, вечером и ночью тихо.
Фенологическое деление на подсезоны
Начало лета – цветение злаков, ранний картофель, малина, пылит озимая рожь, колосятся рожь и яровые, образуется соцветие у льна, период появления потомства у животных. Заканчивается ≈ в середине июля цветением липы).
Полное лето – с середины июня до конца августа, созревают ягоды и фрукты, у яровых восковая спелость, отцветает картофель, последние песни соловья, замолкает кукушка).
Спад лета – с конца августа до середины сентября, созревают яровые, первые желтые листья, отлет птиц, созревают яблоки).
Осень — пора года осеннего равноденствия (23 сентября) до зимнего солнцестояния (22 декабря).
Месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Усиление дождливости, понижение температуры воздуха и почвы, изменяется характер осадков, начинается Т ↓ 12 0 С заканчивается Т ↓ 0 0 С, с середины сентября до конца ноября. Затяжные дожди, усиливается ветер;
Фенологическое деление на подсезоны
Начало осени (золотая осень) — ≈ до 3 декады октября, массовое пожелтение листьев, первые заморозки, в конце может быть первый снег.
Глубокая осень — оканчивается в середине ноября, начинает Т ↓ 0 0 С, завершается листопад;
Предзимье – лед на водоемах и водотоках, среднесуточная температура ниже 0 0 С.
Зима— пора года со времени зимнего солнцестояния (22 декабря) до весеннего равноденствия(21 марта).
Месяцы: декабрь, январь, февраль.
Характеризуется низкими температурами, пасмурная погода, метели. Начинается понижение температуры воздуха до 0 0 С, заканчивается повышением температуры воздуха 0 0 С.
Фенологическое деление на подсезоны
Начало зимы — устойчивый снежный покров, до глубокого промерзания почвы.
Глубокая зима — от середины декабря до середины февраля, устойчивые низкие температуры.
Предвесенне— начинается при устойчивом переходе через – 5 0 С, заканчивается в середине марта — оттепели.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Этимология: Феномен – явление (греч.).
Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.