У ребенка слабый тонус мышц живота

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

    Повышенный тонус (гипертонус).

    Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).

    Пониженный тонус (гипотонус).

    При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

    Асимметрия мышечного тонуса.

    При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.

    Неравномерный тонус (дистония).

    При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

    Диагностика тонуса

    Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

      Разведение бедер.

    Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.

    Присаживание за руки.

    Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.

    Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

    Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.

    Симметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.

    Асимметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.

    Тонический рефлекс.

    Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).
    В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.

    Рефлексы Моро и Бабинского.

    Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

    Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.
    Исцеляющий массаж

    Рекомендуем прочесть:  Тазовое предлежание косое

    Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.
    Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.
    При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.
    Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.
    При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.
    Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.
    При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.
    Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа. Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года.

При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Синдром двигательных нарушений у грудничка и дцп

Диагноз «Синдром мышечной дистонии» врачи могут использовать, если у новорожденного отмечаются нарушения работы скелетной мускулатуры. Суть проблемы в слишком высоком или низком ее тонусе.

Основным критерием явления остается сила, которую младенец прикладывает в ответ на любые внешние раздражители. Часть малышей после контакта с руками родителей сжимаются, подтягивая ручки к груди, а ножки резко выпрямляя.

Другие дети, наоборот – слишком вялые, не хотят переворачиваться, постоянно лежат, не проявляют активности.

Проблема может пройти и без дополнительных оздоровительных мер, однако, при выявлении симптомов дистонии младенцев лучше сходить к врачу.

Дистония у детей может также проявляться совокупностью обоих нарушений активности мышечной системы. Наблюдается дисфункция мускулатуры в разных частях тела.

Для выявления проблемы можно малыша поставить на пеленку, а потом просто понаблюдать за его действиями. Он всегда будет поворачиваться по направлению, где присутствует гипертонус.

При этом будет отмечаться желание и попытки ребенка изогнуться дугой. Лежа животиком вверх, он поворачивает голову по направлению к группе сильно напряженных мышц. Одна ножка может быть поджата при расслабленном состоянии другой.

Подобная асимметрия должна насторожить родителей. Паниковать не стоит, ведь дистония мышц у грудничка может носить сугубо временный, функциональный характер. Однозначно рекомендовано обратиться к врачу для исключения органической патологии, которая может протекать аналогично.

Доктор может провести несколько дополнительных тестов, которые помогут выявить причину расстройства мышечной системы. Главное – не игнорировать явные симптомы возможной проблемы.

Синдром ДЦП у новорожденных: причины, виды, симптомы диагностика и лечение

  • Шаговый рефлекс. Малыша приподнимают над твердой поверхностью так, чтобы его ножки касались стола полной стопой. Почувствовав опору, ребенок должен проявить врожденный рефлекс и совершить небольшие шажочки. При гипотонусе ребенок будет не в состоянии распрямить ножки и не сможет сделать шаги или же постарается присесть. Такой врожденный рефлекс свойственен детям до 2-месячного возраста, впоследствии он угасает. Для проверки рефлекса проводиться обследование должно до указанного срока.
  • Присаживание из положения лежа. Карапуз лежит на твердой ровной поверхности в положении на спине. Взрослый берет обе ручки малыша и приподнимает ребенка до положения сидя. Новорожденный при этом помогает себе руками, подтягиваясь, напрягая при этом мышцы. Взрослому, напротив, будет казаться, что ребенок тянет в обратную сторону. В случае ослабленных мышц ребенок просто виснет на руках, выпячивая животик вперед. Мышцы шеи держат головку еле-еле, а спина заметно округляется.
Рекомендуем прочесть:  Алоэ при геморрое: как применять, отзывы

Диагностику гипотонуса можно провести у врача или самостоятельно

У грудных детей проявляются симптомы мышечной дистонии, которые можно спутать с признаками других похожих заболеваний неврологического характера. То же касается и взрослых. Поэтому без полноценной диагностики врач не может узнать, что именно беспокоит его пациента.

В ходе обследования пациента применяются методики, которые позволяют отличить синдром от других патологий. Также они направлены на определение формы болезни и ее причины.

В ходе диагностических мероприятий применяются следующие методы исследования:

  • Визуальный осмотр пациента, определение наличия у него внешних признаков дистонии.
  • Оценка родов у женщины и сбор анамнеза, который касается раннего развития младенца.
  • Тестирование пациента на наличие патологий, которые имеют схожую симптоматику с мышечной дистонией.
  • Изучение метаболизма (внимание уделяется обмену меди).
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) для обнаружения функциональных и органических поражений мозга.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ) для получения более детальной информации о состоянии пациента.

На основе результатов диагностики специалист подбирает лечение пациенту, которое позволяет приостановить развитие синдрома мышечной дистонии и улучшить общее состояние человека.

Существует более 100 предпосылок к развитию патологий нервной системы младенца, и они объединены в три основные группы по времени возникновения:

  • в течение беременности;
  • в процессе родов;
  • в послеродовом периоде (первые 4 недели адаптации малыша к условиям внешней среды).

К прочим причинам, повышающим риск появления ДЦП, относятся:

  • крупные размеры малыша;
  • неправильное расположение ребёнка в утробе матери;
  • узкий таз беременной девушки;
  • конфликт по резус-фактору:
  • отслойка плаценты;
  • стимуляция родовой деятельности с помощью медикаментов;
  • стремительное родоразрешение;
  • инфекционные заболевания матери (герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
  • значительная гипоксия у ребёнка во время беременности;
  • заболевания эндокринной системы со стороны мамы;
  • тяжёлый процесс родов, затяжные роды;
  • травмы новорожденного, полученные во время родов;
  • отравление ядами;
  • любые происшествия, приводящие к гипоксии мозга ребёнка.

Значительное влияние на возникновение ДЦП оказывает кислородное голодание мозга, вызванное неправильным положением малыша при беременности, например. Зачастую, к развитию ДЦП приводят несколько факторов, один из которых является главным, а остальные — сопутствующими и усугубляющими диагноз.

Комплексное обследование включает в себя следующие диагностические методики:

  • Перинатальный анамнез. Посредством данной методики, специалисты могут выявить наличие тяжелых мозговых интоксикаций, кислородного голодания, а также инфицирования плода, находящегося в утробе матери.
  • УЗИ с допплером. Позволяет получить точные сведения относительно мозгового кровотока.
  • Шкала Апгар. Позволяет оценить жизнестойкость малыша.
  • МРТ и КТ. Одни из наиболее информативных методик, посредством которых специалистам удается выявить очаги поражения.
  • Нейросонография. Процедура, которая предполагает сканирование головного мозга с использованием ультразвука.

Диагностика двигательных нарушений также должна предусматривать исследование венозной системы. Рисунок из вен, который похож на голову медузы, говорит о застоях в венозной системе; венозная сеточка на волосистой части указывает на рахит или гидроцефалию; рисунок из вен верней части спины указывает на рост бронхопульмональных узлов;

Для полной картины нарушений необходима диагностика роста волос: достаточный ли рост, есть ил выпадение, сухость, ломкость. Все эти факторы указывают на дефицит железа в организме, что может привести к анемии и двигательным нарушениям. Блеклые, серые ногти также говорят о дефиците железа или же грибковых заболеваниях.

Даже при наличии явных признаков проблемы не стоит устанавливать диагноз самостоятельно и уж тем более заниматься самолечением. Необходимо обратиться к неврологу, который проведёт полное обследование и по его итогам сможет определить наличие заболевания и его тип.

Во время диагностики в первую очередь учитывается перинатальный анамнез. Доктору необходимо знать, были ли у ребёнка перенесённые инфекции, токсико-метаболические нарушения либо признаки гипоксии. Отдельное внимание обращается на оценку состояния новорожденного малыша по шкале Апгар.

Если на обследовании находится грудничок, у которого ещё не зарос родничок, ему назначается допплер-исследование мозгового кровотока и нейросонография. В особо тяжёлых случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Дополнительно проводится сверка навыков ребёнка с нормами развития в его возрасте. Неврологи и педиатры в данном случае пользуются специальными таблицами.

Проблема грудничков

Многие родители, отмечают такое расстройство у ребенка и интересуются, почему развивается синдром мышечной дистонии у грудничка.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
78.02%
Еще нет, почитаю.
15.38%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.59%
Проголосовало: 91

Все дело объясняется физиологией или особенностями протекания беременности. 9 месяцев плод развивается в утробе матери. Для компактного размещения он занимает характерную позу эмбриона, подтягивая конечности к груди, животику.

После рождения он должен был бы распрямиться. Первые три месяца многие младенцы продолжают скручиваться, желая вернуться к привычной позе. Это называется физиологическим гипертонусом.

Иногда это длится вплоть до 6 месяцев. Такое развитие событий требует посещения врача для диагностики патологии, а также возможного решения вопроса о назначении терапевтического курса.

Главная причиня изменений тонуса мышечной системы младенца – незрелость вегетативной нервной системы (ВНС), постоянная импульсация, которая формируется, поддерживая тело в гипер— или гипотонусе.

Факторами, которые могут спровоцировать патологическое изменение работы ВНС:

  • Тяжелые роды, сопровождающиеся травмами у новорожденного;
  • Чрезмерное количество околоплодных вод;
  • Поздний гестоз;
  • Алкогольная интоксикация матери во время беременности;
  • Преждевременное отслоение плаценты или фетоплацентарная недостаточность;
  • Акушерские патологии;
  • Кесарево сечение;
  • Стремительные роды.

Все эти ситуации могут стать причиной расстройства мышечной системы ребенка. Родителей из группы риска часто предупреждают о возможных симптомах, которые нужно фиксировать.

Причины нарушения двигательной функции у грудничков

1. Спонтанной двигательной активности (с 4 дня жизни до 2 месяцев).

2. Монокинетическая фаза (с 2 по 5 месяцы), характеризующаяся самостоятельными движениями отдельных конечностей.

3. Дромокинетическая (с 5 по 12 месяцы), при которой движения получают конкретную направленность, но еще не уверены.

4. Кратикинетическая (с 12 месяца), характеризующаяся переходом к моторике взрослого, совершенствованием координации и нормализацием тонуса.

Детская моторика развивается по восходящей линии – от простых к более сложным движениям. В случае поражения различных отделов головного мозга у ребенка могут возникнуть те рефлекторные двигательные реакции, которые имели место на предыдущих этапах развития.

Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП). Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус.

Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия.

Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).

Рекомендуем прочесть:  От чего помогает Миг 400? Инструкция по применению

Гипотонус у младенцев не такой распространенный, как гипертонус, встречающийся намного чаще. Для слабости мышц существует ряд причин. Циркуляция крови в организме нарушена и присутствуют сбои в работе центральной нервной системы. Перечислим следующие основные факторы, влияющие на появление синдрома:

  • Проблемы во время родов: асфиксия, гипоксия, родовые травмы.
  • Экстренное родоразрешение.
  • Во время беременности мама перенесла ряд заболеваний, а также имело место тяжелое протекание беременности.
  • Вредные привычки матери.
  • Питание новорожденного было организовано не должным образом.
  • Ребенок родился недоношенным или с малым весом.
  • Последствия перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, характеризующиеся общим истощением организма.
  • Пороки и патологии в развитии.
  • Генетически обусловленные заболевания.
  • Избыточное потребление витамина D.

Синдром двигательных нарушений у грудничка может возникнуть в результате воздействия некоторых факторов.

Во-первых, причиной заболевания может стать гипоксия. Это явление сопровождается нарушением кровоснабжения головного мозга, что приводит к его поражению.

Во-вторых, синдром двигательных нарушений может возникнуть в результате перенесённой внутриутробной инфекции.

В-третьих, частой причиной заболевания выступают полученные родовые травмы в результате слишком большой массы плода, тазовом предлежании, неправильном вставлении головки и так далее. Во всех этих случаях может быть поражён спинной мозг новорожденного.

Четвёртая и последняя причина заключается в неправильном формировании опорно-двигательного аппарата.

Чем ещё может сопровождаться синдром двигательных нарушений? Симптомы, по которым можно судить о заболевании, бывают ещё и следующие:

  • Ребёнок не может принимать патологические позы. Ему очень сложно сгибать и разгибать верхние конечности. Кроме этого, он не может загибать пальчики.
  • Ещё один признак – монотонность крика и плача малыша.
  • Значительное запоздание слуховых и зрительных реакций.
  • Малыш отстаёт в физическом развитии, ему сложнее научиться переворачиваться, садиться, держать равновесие и так далее.

Не стоит отчаиваться, если ребёнку был поставлен такой страшный, на первый взгляд, диагноз. На сегодняшний день разработано немало эффективных способов, которые помогут избавиться от такой проблемы, как синдром двигательных нарушений. Лечение может включать в себя проведение массажа, рефлексотерапии, остеопатии, лечебной физкультуры. Вкратце рассмотрим каждый из этих методов.

Начнём с лечебной физкультуры и массажа. Для их проведения обычно необходимо применение специальных мазей. Каких именно – подскажет специалист перед выполнением процедур. Особое внимание в данном случае обычно уделяется нижним конечностям. Существует ещё два небольших, но важных нюанса: перед началом массажа и физкультуры нужно укутать ножки малыша одеждой из шерсти, а по окончании – сделать ванночки с отварным овсом либо сапожки из парафина.

Для того чтобы определить комплекс необходимых упражнений, врач ориентируется в первую очередь на то, где именно наблюдаются нарушения: в сидении, ползанье, ходьбе и так далее.

Дети, возраст которых менее одного года, должны пройти не менее четырёх курсов лечебного массажа и физкультуры. При этом один курс включает в себя порядка 20 сеансов, которые состоят из чётко установленного комплекса упражнений.

Родителям необходимо запомнить, что не стоит расслабляться в перерывах между сеансами у специалиста. В этот период они должны самостоятельно делать массаж крохе.

Далее рассмотрим, что такое остеопатия. Процедура является альтернативой официальной медицине. Положительный эффект в этом случае достигается путем воздействия на нужные точки тела и массажа внутренних органов.

Рефлексотерапия применяется в тех случаях, когда синдром двигательных нарушений у детей сопровождается задержками в созревании нервной системы и развитии. Этот вид терапии показывает наибольшую эффективность.

В некоторых случаях для того, чтобы устранить синдром двигательных нарушений у новорожденных, врач может назначить применение гомеопатических лекарственных препаратов. Их выбор будет зависеть от характера протекания заболевания и особенностей организма малыша.

Не менее важную роль играет и правильно сформированный рацион ребёнка. В нём должно присутствовать большое количество витамина В. В противном случае потребуется делать уколы.

Основная профилактика возникновения синдрома двигательных нарушений заключается в предоставлении ребёнку свободы действий. Конечно же, в пределах правил безопасности. Не нужно ограничивать его пространство колыбелькой. При наличии возможности рекомендуется выделить для малыша отдельное помещение.

Малыш должен развиваться и познавать что-то новое. Помочь в этом деле смогут красочные картинки, яркие игрушки и так далее.

Дополнительно можно давать ребёнку ходить босиком, заниматься с ним на фитболе, проводить лечебный массаж и гимнастику. Очень полезны и пальчиковые игры, прикосновения к разным по текстуре предметам.

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность.

Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Изменения мышечного тонуса проявляются мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема.

Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония — один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей.

Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, хромосомных синдромах, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием.

В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогреднентный характер.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни.

Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может.

Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.

Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9-10 мес могут соответствовать возрасту 2-3 мес.

Все дело объясняется физиологией или особенностями протекания беременности. 9 месяцев плод развивается в утробе матери. Для компактного размещения он занимает характерную позу эмбриона, подтягивая конечности к груди, животику.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения