Правила безопасности для детей: как научить ребенка

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Как рассказывать детям о безопасности, при этом не напугав их. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

Мы очень хотим уберечь детей от разных опасностей, но часто перебарщиваем с эмоциями и подробностями – и ребенку начинает казаться, что улица кишит маньяками, а в магазине непременно случится пожар. Как научить ребенка не бояться всего на свете, но при этом соблюдать правила безопасности, рассказывает психолог Екатерина Сафонова.

психолог портала
«Я – Родитель»

Наверное, большинство родителей едины во мнении, что безопасность – превыше всего. В современном мире о безопасности не говорит только ленивый, ведь, как многим кажется, опасности грозят детям на каждом шагу. Давайте разбираться, так ли это, и как рассказать малышам о безопасности, не напугав их.

Современный мир живет в более динамичном режиме, особенно убыстряет этот режим Интернет, поэтому и опасности возникают быстрее, чем раньше. Конечно, чересчур устрашающие рассказы о страшных последствиях могут травмировать ребенка, ведь дети отличаются повышенной впечатлительностью.

Недавно в крупном торговом центре я увидела мальчишку лет трех, который истошно плакал на весь магазин — оказалось, он потерялся. Когда я уже взяла его за руку и собралась вести к охране, чтобы объявили о пропаже по громкой связи, выяснилось, что родители мальчика просто спрятались за колонной. Таким образом они хотели проучить его, чтобы «меньше капризничал». На деле эта ситуация явилась для малыша серьезнейшей психологической травмой, которая впоследствии может оказать негативное воздействие на развитие и психику ребенка.

Родители, запомните несколько правил:

Не оставляйте ребенка одного в неизвестной ему обстановке.

Не угрожайте фразами «Сейчас тебя та тетя заберет, если не будешь себя хорошо вести». Тети в таких фразах могут меняться на полицию, злого монстра, бандита, смысл от этого остается прежним – ребенок переживает глубокую психологическую травму.

Не делайте вид, что вы уходите, тем более не уходите от ребенка на самом деле. «Я сейчас пойду домой, а ты останешься здесь. Всё, ухожу!» — это крайне нежелательная стратегия поведения.

В рассказах о безопасности избегайте излишне кровавой окрашенности. Фантазия ребенка и так сделает свое дело и создаст свой фильм ужасов, не нужно это провоцировать.

В первую очередь сами соблюдайте правила безопасности, о которых вы рассказываете ребенку. Не переходите дорогу на красный свет, не впрыгивайте вместе с ребенком в уходящий вагон метро, не залезайте голыми руками в розетки.

Рассказы о безопасности должны протекать в форме обычного разговора, например, пока вы идете по улице. «Видишь, красный человечек? Значит, нужно стоять. А теперь зеленый, машины остановились, мы можем переходить дорогу». Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Именно с помощью игры дети познают мир, примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Такая игра – отличный способ рассказать ребенку о безопасности, проиграть с ним эти ситуации.

Всегда стоит помнить, что начало безопасности – это внимательность. Учите своего ребенка смотреть по сторонам, замечать странных и вызывающих чувство тревоги людей, не вступать с ними в диалоги, не заходить в подъезд с незнакомыми взрослыми, не ездить с ними в лифте. Такие правила не вызовут у ребенка чувство опасности или страх, ведь в простой внимательности нет ничего пугающего. Поиграйте с ребенком в игры на внимательность на улице — это и занимательно, и полезно.

Рекомендуем прочесть:  Печень как будто шевелится

Существует огромное количество детской литературы, посвященной вопросам безопасности. Вы можете читать эти книжки вместе с детьми, многие из них сделаны в интерактивном формате: в них нужно решить задачки или нарисовать что-то.

Существуют даже аудиокниги, в которых записаны детские сказки, в которых рассказывается о безопасности. Все мы помним «Не пей воду, козленочком станешь», а ведь и эта заповедь учит ребенка основам безопасности.

Главное, всегда помните, что ребенок считывает эмоциональное состояние родителя. Если вы спокойно объясните малышу, как можно себя вести, а как – нельзя, он не испугается и не будет травмирован. Если же вы сами будете находиться в психоэмоциональном напряжении, будете встревожены, напуганы, то ребенок, конечно, считает эти переживания и спроецирует их на себя. Таких ситуаций нужно избегать.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 2 поста в день.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Совет 2. Откажитесь от понятия «подозрительный человек»

Уже в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с образами преступников и хулиганов. Обычно это карикатурные персонажи из детских фильмов и мультиков. Так малыши усваивают основы безопасного пребывания в обществе: не все люди добры. Задача родителей — эту мысль развивать и закреплять. Но тут часто наблюдается неготовность взрослых доходчиво объяснить, кого надо опасаться, а кому можно доверять. В действительности всё несложно. Доверяем только «своим», только тем, кого хорошо знаем, кому доверяют мама и папа.

Хулиган, преступник, подозрительный человек — при этих словах дети представляют мужчину средних лет с тяжёлым взглядом, в тёмной одежде, надвинутом на глаза головном уборе. Но на деле угроза может таиться в милой пожилой женщине или приветливом молодом парне с открытой, располагающей улыбкой.

Акцентируйте внимание: не разговаривать с незнакомцами без присмотра взрослых, которым точно можно доверять.

Совет 5. Правильно реагируйте на детскую откровенность

Откровенность ребёнка нужно всячески поощрять. Для этого:

  • искренне интересуйтесь жизнью вашего чада;
  • рассказывайте о том, как прошёл ваш день;
  • если ребёнок признался, что совершил ошибку, не наказывайте без крайней необходимости.

Для начала спокойно и внимательно выслушайте детский рассказ. Не критикуйте и не осуждайте. А затем сообща проанализируйте:

  • какова степень опасности, в которой оказался ребёнок;
  • как следовало бы ему поступить;
  • насколько он виновен в том, что произошло или чуть не произошло;
  • как поступите вы, родители, если ситуация повторится.

Совет 3. Безопасность важнее вежливости

Желая воспитать хорошего человека, мы учим детей соблюдать нормы поведения в обществе, не мешать окружающим, не шуметь и не баловаться. Зачастую эти установки так прочно вшиваются в детское сознание, что даже в экстренной ситуации малыш не в состоянии преодолеть психологический барьер и привлечь к себе внимание.

Будьте убедительны, рассказывая, как действовать в случае опасности:

  • громко кричи;
  • дерись и кусайся;
  • падай на землю и хватайся руками за всё, что можно схватить.

Кричать нужно что-то, действительно привлекающее внимание:

  • меня хотят похитить;
  • я не знаю этого человека;
  • срочно позовите моих родителей.

Ваш ребёнок должен чётко понимать: если незнакомый человек на улице, в магазине или ином общественном месте заговаривает с ним, просит о помощи или, тем более, предлагает куда-либо пройти с ним вместе, не надо бояться показать себя «невоспитанным». Нужно уметь говорить чёткое, не терпящее возражений «нет». Если незнакомец продолжает настаивать, ситуацию можно считать экстренной. А что делать в таком случае, мы только что рассмотрели.

Рекомендуем прочесть:  Лечение аллергии на веках: причины формы и диагнистика

Совет 6. Рамки важны

Прививая ребёнку навыки безопасного поведения, приучая его самостоятельно контролировать уровень угрозы, не забывайте, что возрастные особенности пока не позволяют адекватно оценивать все возможные ситуации. Не бойтесь показаться чрезмерно авторитарным, устанавливая рамки дозволенного. Не забывайте: демократичный стиль воспитания вовсе не отрицает высокий уровень родительского контроля.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
71.88%
Еще нет, почитаю.
21.88%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.25%
Проголосовало: 128

Чтобы установленные вами правила не вызывали протеста, следуйте нашим рекомендациям:

  • запреты должны быть разумными и обоснованными;
  • чем старше и ответственнее ребёнок, тем мягче рамки;
  • в случае нарушения запретов и/или попытки обмануть доверие рамки могут ужесточаться.

Уже в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с образами преступников и хулиганов. Обычно это карикатурные персонажи из детских фильмов и мультиков. Так малыши усваивают основы безопасного пребывания в обществе: не все люди добры. Задача родителей — эту мысль развивать и закреплять. Но тут часто наблюдается неготовность взрослых доходчиво объяснить, кого надо опасаться, а кому можно доверять. В действительности всё несложно. Доверяем только «своим», только тем, кого хорошо знаем, кому доверяют мама и папа.

Недостаток любви

И самое страшное, когда ребенок не чувствует родительской любви и начинает искать ее на стороне. Да, есть так называемые родители, не любящие своих детей. Но некоторые просто не умеют или не считают нужным показывать свою любовь. А маленький человечек очень нуждается в знаках внимания со стороны мамы и папы.

Родительской любви много не бывает. Обнять, поцеловать, приласкать своего ребенка никогда не бывает лишним.

Маленький ребенок еще не может понять, что можно любить на расстоянии, такая любовь ему неизвестна. И сказанное чужим человеком доброе слово, брошенный ласковый взгляд может оказаться роковым.

Игрушки для ребенка – необходимость

В жизни каждого малыша должны быть игрушки. И эта «ненужная» и «бесполезная» для них машинка может быть смыслом всей жизни для ребенка. Намеренно лишать свое дитя этих маленьких детских радостей, не уметь умеренно баловать его, значит загонять в руки того, кто сможет привлечь этими нехитрыми игрушками их малыша.

Дети авторитарных родителей

Мама или папа, на признающие чужого мнения, приучают ребенка к полному послушанию. Не привыкший противится приказам (а по-другому это назвать нельзя) ребенок с легкостью пойдет за чужим человеком, услышав знакомые командные нотки в его голосе.

Родители должны иметь возможность встретить маленького ребенка из школы или секции. Одному ходить опасно, особенно по малолюдным, темным улицам. Постепенно придется приучать ходить его без провожатых. Сначала вместе, выбирая хорошо освещенные улицы, запоминая дорогу. Потом, контролируя ребенка, идти сзади. Затем он запомнит дорогу, научится добираться до места сам. Но лучше малыша контролировать по телефону, дошел ли он до школы, кружка, домой.

Основные правила и советы родителям по обеспечению мер безопасности для дошкольника в доме

Чтобы обеспечить безопасность детей дома, родители должны научить их распознавать вещи, которые могут им навредить. Рекомендуется следовать советам:

  • всегда говорить с детьми о безопасности в доверительной форме. Не стоит запугивать кроху, рассказывая ему об элементарных правилах поведения;
  • если у крохи с родителями построены доверительные отношения, он сможет открыто рассказывать о том, что его пугает. Никогда нельзя шутить над словами малыша, иначе доверие будет потеряно навсегда. Важно воспринимать все его беспокойства всерьез.

Необходимо научить малыша правилам поведения с посторонними людьми. Он должен знать, что, находясь дома, никогда нельзя открывать дверь без взрослых.

«Один дома» – занятие в старшей группе

Обучение детей правилам безопасности – это комплексная работа. Она должна проводиться как дома, так и в детском саду. Большую роль для формирования навыков безопасного поведения играет занятие для детей старшей группы «Один дома».

Задачами урока можно назвать:

  • Необходимость научить детей правилам безопасного поведения дома, когда они остаются одни.
  • Ознакомление с тем, как можно обращаться с бытовыми приборами, медикаментами и острыми предметами.
Рекомендуем прочесть:  У новорожденного не отпадает пуповина

Занятия проводятся в игровой форме. Они направлены на развитие самостоятельности, умения принимать правильные и быстрые решения. Дети учатся нести ответственность за свое поведение и все совершаемые действия.

Обратите внимание! В процессе проведения урока у ребенка развивается ассоциативное мышление, чувство восприятия и внимание.

Кухня: горячее, открытый огонь, острые и режущие предметы

Кухня всегда очень привлекает детей, несмотря на то, что здесь таится большая опасность. Важно объяснить элементарные правила поведения на кухне:

  • нельзя готовить еду дома самостоятельно, пока рядом нет родителей;
  • запрещено играть спичками и ножом;
  • без разрешения мамы с папой нельзя включать электрические приборы.

Важно! Если взрослые оставляют ребенка дома одного, лучше всего перекрыть газ.

Закрепляем материал в рисунке

Занятие изобразительным искусством – не только развитие творчества, но и способ закрепления знаний и навыков. Изучив тему «безопасность дома», можно предложить ребятам устроить открытую презентацию рисунков. При этом можно дать свободу творчеству, позволив ребятам рисовать все, что они захотят в данном направлении.

Рисунки по теме «безопасность дома»

Необходимо научить малыша правилам поведения с посторонними людьми. Он должен знать, что, находясь дома, никогда нельзя открывать дверь без взрослых.

Советы детям:

  • Не открывайте дверь, если вы дома одни.
  • Не говорите никому по телефону, что вы остались дома одни. Скажите, что мама перезвонит, что она сейчас в ванной, или придумайте еще какой-нибудь повод.
  • Всегда сообщайте родителям, куда идете и как с вами можно связаться.
  • Если вы заблудились, обратитесь за помощью в магазин, в любое многолюдное место или найдите полицейского.
  • Садитесь только в тот вагон, где уже есть пассажиры.
  • Если вы одни на улице, держитесь подальше от незнакомых людей, чтобы вас не успели схватить, и вы могли убежать.
  • Никогда не играйте в безлюдных или темных местах.
  • Имейте при себе достаточно денег на обратный путь домой и ни на что другое их не тратьте.
  • Помните номер домашнего телефона и адрес.
  • Умейте связаться с родителями или соседями.
  • Если у вас нет денег и вам нужно срочно позвонить домой, наберите 02 и объясните ситуацию дежурному полиции.
  • Умейте делать экстренные звонки: как правило, это полиция, пожарные или «скорая помощь» (02, 01, 03).
  • При возможности просите делать экстренные звонки взрослых.
  • Закон о полиции
  • Спас-экстрим. Портал детской безопасности.
  • Госавтоинспекция — портал для детей
  • Фонд поддержки детей
  • Народные дружины
  • Портал органов государственной власти ЯО
  • Портал государственных и муниципальных услуг
  • ГУ МЧС России по Ярославской области
  • Банк данных исполнительных производств ФССП
  • Региональная общественная организация «Ярспас»
  • АнтиБрак

Советы родителям

  • не открывай дверь незнакомым людям;
  • не ходи никуда с незнакомыми людьми, как бы они не уговаривали и чтобы интересное не предлагали;
  • не разговаривай с незнакомыми и малознакомыми людьми, не бери от них подарки;
  • не садись в машину с незнакомыми;
  • не играй на улице с наступлением темноты;
  • не входи в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.
  • уходя из дома, всегда сообщали, куда идут и как с ними можно связаться в случае необходимости;
  • избегали случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;
  • сообщали по телефону, когда они возвращаются домой.

Права безопасности

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения