Развитие ребенка в 1 месяц жизни: навыки, рефлексы, игры и питание

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц: критерии развития, навыки и умения малыша. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

Психоэмоциональное состояние ребенка

Малыш всегда ощущает эмоциональное состояние своей мамы на уровне интуиции: если она спокойна, он тоже спокоен. Когда он чувствует мамино раздражение, то сразу издает бунтующий крик. По сути, малыш – зеркало маминых эмоций: она улыбнется, и он тоже, мама покажет язык, и малыш повторит за ней. На втором месяце жизни к эмоциям младенца подключаются звуковые сигналы. Если с ребенком постоянно общаться, он уже на 2 месяце начинает “агукать”, то есть издавать звуки, имитирующие речь человека. Они пока бессмысленны, но это самые верные индикаторы нормально развивающегося малыша – так можно вести целые “беседы”.

Для малыша в 1 месяц важнее всего безопасность: небольшие ссоры, другие неприятные эмоции могут негативно сказаться на психике ребенка. Спокойная обстановка, доброжелательная атмосфера, близкое окружение и родные лица лучше всего способствуют хорошему самочувствию младенца.

Каждому родителю нужно знать, какие умения должен приобрести его ребенок к концу своего первого месяца жизни, чтобы суметь заложить основу для физического и психического здоровья малыша. Молодой маме кажется, что ее ребенок первые дни после рождения все время ест и спит, однако у него уже есть определенные навыки, которые необходимо развивать. Делать это лучше с помощью специальных упражнений, а заниматься можно в короткие промежутки активности между сном и кормлением новорожденного.

Психомоторное развитие ребенка

Психологи считают, что новорожденный к концу 1 месяца своей жизни умеет уже много. Неопытные же родители не всегда могут оценить новые достижения своего малыша. Когда он улыбается или приподнимает головку, они воспринимают это как должное (рекомендуем прочитать: когда и почему новорожденный начинает улыбаться?). При этом каждому родителю нужно знать, что уже умеет месячный ребенок:

  • Он умеет различать голоса своих и чужих людей, а из них выделять именно мамин голос и активно реагировать на его звук.
  • У младенца развито зрение. Он может сфокусировать свой взгляд на отдельном предмете и следить за его движением. Также ребенок начинает различать яркие или контрастные цвета.
  • Общее физическое состояние младенца еще слабое, однако двигательная активность – обязательная часть его жизни. Одним из главных движений становится следующее: малыш, лежа на животике, пытается приподнять головку, чтобы поворачивать ее в разные стороны.

Когда у малыша начинается дневное бодрствование, обязательно с ним разговаривайте. Установите первый зрительный контакт, и младенец почувствует себя в безопасности. При смене подгузника или пеленании следите за состоянием своих рук: они должны быть сухими и теплыми. Можно смягчить ладони, втирая крем, потому что у детей первого месяца жизни очень нежная и восприимчивая к различным раздражителям кожа, вызывающая у них тактильную чувствительность.

Особенности физического развития новорожденного

Новорожденным ребенка считают во время 1 месяца его жизни. Появившись на свет, совершив свой первый крик, малыш приспосабливается к жизни вне маминого животика. Он адаптируется к новым условиям и это влечет за собой изменение параметров физического развития. Кардинальным образом изменяется система кровообращения ребенка: те кровяные тельца, которые снабжали кислородом и питанием плод во время беременности, уже разрушились.

У грудничка формируется свой иммунитет, ведь родился он абсолютно стерильным. В “рабочем” режиме начинает функционировать эндокринная система, совершенствуется система пищеварения ребенка, и именно в этот период у грудничка могут возникнуть колики, потому что его кишечник адаптируется к самостоятельной работе.

По мнению педиатров, с самого рождения ребенка нужно уделять его развитию и воспитанию огромное значение. Как можно помочь ему совершить больше открытий? Список рекомендаций выглядит так:

Игры для ребенка в 1 месяц

На развивающие игры с новорожденным ежедневно нужно отводить около 15 минут. Этого достаточно, чтобы дать толчок для умственного и эмоционального развития.

Угревая сыпь

Также может появиться угревая сыпь у новорожденных. Причина появления может крыться в том, что питание малыша слишком жирное. Возможно, матери придется пересмотреть свой рацион. Это также случается, если в комнате очень душно и жарко. У месячного ребенка работа сальных и потовых желез еще не до конца сформирована.

Рекомендуем прочесть:  Когда меняются молочные зубы у детей

Развитие слуха

Самый родной и близкий голос малыш всегда узнает, это голос его мамы. Ни одна пищалка и звонкая погремушка не заменит маминых песенок и стишков. Занятия на развитие слуха у ребенка в 1 месяц основываются на голосовом общении. В голосе должно быть интонирование, говорите нежно, ласково, с теплыми эмоциями. Эмоциональное общение должно сопровождать все занятия, разговаривайте во время кормления, купания.

Малыши в этом возрасте уже хорошо реагируют на музыку. Включите ему колыбельную, классическое произведение, и увидите приятную улыбку на лице крохи.

Пришейте к пинеточкам маленькие колокольчики, каждый раз, совершая движения ножками, малыш будет прислушиваться.

Для того чтобы научить малыша различать с какой стороны идет звук, понадобятся негромкие погремушки или бубенчики. Сначала позвените с одной стороны, затем переместите звенящий предмет в противоположную сторону.

Питание

В первый месяц жизни важно правильно наладить кормление ребенка. Лучший вариант – это грудное вскармливание. В последние годы специалисты по грудному вскармливанию советуют кормить грудничка по требованию, это помогает увеличить лактацию, а малыш всегда будет сытым и довольным. За сутки вы можете прикладывать к груди ребенка 10-13 раз. Если малыш после кормления плачет, возможно, не хватает молока, и он не наедается. В таком случае нужно подобрать адаптивную смесь, и продолжать кормить грудью.

При кормлении важно правильно вкладывать сосок в рот младенцу. Он должен захватить весь околососковый кружок. Многие дети во время кормления устают и быстро засыпают, если вы чувствуете, что малыш выпил мало молока, его нужно побуждать к сосанию. Для этого вынимайте сосок у него изо рта, затем снова вкладывайте, слегка похлопайте по щечкам.

Детей на искусственном вскармливании кормят по часам. Сначала через каждые три часа, позднее переходят на семи разовое кормление. Так как для переваривания адаптивной смеси нужно больше времени.

Пришейте к пинеточкам маленькие колокольчики, каждый раз, совершая движения ножками, малыш будет прислушиваться.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
79.76%
Еще нет, почитаю.
13.1%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
7.14%
Проголосовало: 84
  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.
  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Первый год жизни ребенка: этапы развития

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.
  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

Тест на развитие ребенка в 6 месяцев

  • Необходимо взять игрушку и удерживать ее на расстоянии 30 сантиметров от малыша. Он должен перевести взгляд от окружающей его обстановки на игрушку, выделив ее среди всего остального.
  • Мама должна предложить ребенку сначала бутылку с молоком, а затем любимую игрушку. Реакция ребенка на эти предметы будет разной. При виде еды, он должен открыть рот и сделать несколько сосательных движений, а увидев игрушку, проявить оживление, радость и интерес.
  • Когда кроха будет лежать на спине, перед ним нужно позвенеть колокольчиком, затем начать его медленно отодвигать. Ребенок с помощью взрослого начнет приподниматься и примет сидячее положение, чтобы продолжить наблюдать за предметом.
  • Во время разговора с малышом, нужно несколько раз поменять мимику. Он должен начать повторять за взрослым, морща лоб и улыбаясь.
  • Мама должна попробовать отобрать у ребенка игрушку, когда он будет держать ее в руке. Шестимесячный карапуз начнет сжимать ее очень крепко и сопротивляться тому, что предмет хотят отобрать, выражая при этом недовольство.
Рекомендуем прочесть:  Препараты для похудения: гомеопатия и особенности ее приема

В возрасте полугода дети реагируют на свое имя комплексом оживления, особенно активная реакция наблюдается у тех деток, которых родители часто называют по имени.

Развитие ребенка в 6 месяцев: массаж и упражнения

Ежедневно следует проводить массаж ладоней ребенка. Для этого нужно сделать следующее. Необходимо взять небольшой шарик и дать его ребенку. Затем своими руками следует взять за его ладони снаружи и покатать между детских ладошек этот предмет. Заменить шарик можно грецким орехом. Делать такой массаж нужно по пять минут в день. Также необходимо массировать и пальцы, слегка вытягивая их при массаже. Такую процедуру также следует проводить по пять мину ежедневно.

Педиатры советуют выполнять ежедневное упражнение «причесывание». Для этой цели нужно поочередно поднимать руки карапуза и плавно двигать ими вдоль головы назад и вперед.

В этом возрасте малышу понравятся игрушки-спирали, по которым нужно передвигать мелкие фигурки. Пока не утратили актуальности и игры в «Ку-ку», «Сороку-Ворону» и «Ладушки».

Развивающие игры с шестимесячным малышом

Чтобы малыш быстрее научился разговаривать, как и на предыдущих этапах, нужно стимулировать развитие речевых навыков. Для этой цели следует приобрести побольше небольших ярких книжечек со страничками из картона, чтобы кроха сам смог их переворачивать. Будет не лишним, если, кроме красочных картинок на страницах будут еще и короткие потешки с повторяющимися фразами и словами. Детки, с которыми родители начиная с полугода читали стишки, учатся говорить гораздо раньше, чем их сверстники.

Мозговые центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом друг с другом и взаимосвязаны между собой. По этой причине очень важно играть с ребенком в игры, которые задействуют пальцы рук. В этом возрасте дети с охотой играют с разными коробками, кубиками и матрешками. Также можно пошить несколько мешочков и наполнить их разными оставляющими. Это может быть крупа, камни, пуговицы, песок и морская крупная соль. Улучшает моторику сжимание и разжимание игрушек пищалок.

Как лучше вводить прикорм

Давать прикорм карапузу, лучше перед обеденным кормлением. Детям, которые имеют склонность к нарушениям дефекации или ожирению, следует начинать давать именно овощные пюре из брокколи, кабачков и цветной капусты. Малышам плохо набирающим массу, нужно давать безглютеновые пюрированные каши из риса, гречки или кукурузы, сваренные на воде без каких-либо приправ. Первый прикорм обязательно должен быть монокомпонентным, то есть в него должен входить один злак или овощ.

При введении прикорма в летний или осенний период никаких проблем приобретением качественных овощей возникать не будет. Прежде чем давать их ребенку, овощи следует помыть, почистить и отварить на пару для сохранения питательных веществ. Пюре из них должно отличаться гомогенностью, не содержать комков и иметь среднюю густоту. Для пюрирования можно использовать блендер. Если пюре выйдет слишком густым, его можно разбавить тем отваром, в котором варились овощи. Также можно использовать уже готовые детские пюрешки в банках. Ребенка необходимо приучать есть с ложки. Бутылку и соску следует использовать только в крайних случаях. Крохе нельзя давать горячее или холодное питание. Его температура должна составлять 37 градусов.

Рекомендуем прочесть:  Как передаётся ротавирусная инфекция: основные пути заражения

Вводить новое питание, нужно начиная с одной чайной ложки, докармливая ребенка молоком или смесью. За десять дней следует довести количество прикорма до 180 грамм и полностью заменить им одно из кормлений. Остальные же кормления следует проводить по требованию. Новые продукты необходимо вводить только после того, как ребенок привыкнет к предыдущему. В первое время нельзя давать крохе более одного продукта. Многокомпонентные каши или пюре нужно давать только начиная с конца седьмого месяца. Также необходимо следить за стулом ребенка и наличием у него аллергической реакции на питание. Если у него будет выявлена аллергия на продукт, его следует отменить и попытаться ввести позже.

Самым лучшим возрастом для введения первого прикорма является именно шесть месяцев. До этого времени материнское молоко полностью обеспечивает детский организм всем необходимым. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то прикорм нужно вводить раньше – с конца четвертого, начала пятого месяца. Начинать прикармливать карапуза нужно не в начале месяца, а в конце.

Советы родителям новорожденного:

  • Как только у новорожденного зарастет пупочная ранка, до кормления кладите малыша на животик. А пока он лежит, дайте игрушку и сделайте расслабляющий массаж. Это поможет укрепить мышцы спины, шеи и плечевого пояса; улучшить работу кишечника. Малыш быстрее научиться держать голову, переворачиваться и ползать!
  • Следите за состоянием пупочной ранки, чтобы не развилась инфекция.
  • Иногда на 2-й неделе жизни на лице и голове новорожденного можно заметить ярко-красные пятна с белым центром, около 1 см в диаметре — это токсическая реакция кожи на заселение кишечника микрофлорой. Пятнышки должны исчезнуть за неделю. Если пятна не прошли, обратитесь к педиатру!
  • Чтобы пустышка не испортила прикус, отказаться от нее нужно до 1,5 лет! Помимо развития аномального прикуса, пустышка может ухудшить лактацию, нарушить дикцию, привести к развитию отита из-за повышенного давления в слуховой трубе в момент сосания и т.д.
  • Ежедневно осматривайте кожу ребенка на предмет появления опрелостей, раздражения, высыпаний.
  • Новорожденные полны гормонов, которые они получили от своих матерей. Это приводит к тому, что у младенцев обоих полов может быть припухлость в районе груди, а у девочек могут некоторое время идти «псевдомесячные». И то, и другое — нормально.

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

Как самостоятельно определить, что малыш развивается правильно?

Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние своего чада по наличию у него основных рефлексных движений. Среди рефлексов 1-месячного ребенка выделяют:

  • «Подошвенный» — оценивается по способности ребенка отдергивать ножку при касании рукой к пальчикам или пяточке;
  • «Сосательный» — проверяется умения захватить палец ртом при проведении его по губам крохи;
  • «Хватательный» — определяется способность сжатия кулачком малютки кончика пальца мамы.
  • «Поисковый» рефлекс — чтобы вызвать его, достаточно дотронуться пустышкой до щечки сбоку от ротика крохи (не прикасаясь к губкам). Уголок рта у него тут же опустится, малыш повернет головку в сторону раздражителя.
  • «Защитный рефлекс» — проявляется, когда вы кладете кроху на животик — он поворачивает головку в сторону. Не будь этой автоматической реакции, ребенок попросту задохнулся бы, уткнувшись личиком в подушку.

В случае, если выше перечисленные рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Если же один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении в послеродовой период. В этом случае нужно срочно показать новорожденного педиатру.

Причины плача у новорожденного малыша

    Кроха может проявлять беспокойство из-за кишечных колик. Если малыш не успокаивается в ваших руках, подгибает ножки, подтягивает их к животику, скорее всего, у него болит животик. Чтобы избавить кроху от колик, после кормления держите его несколько минут в вертикальном положении «солдатиком», аккуратно поддерживания голову.

  • Желтушка. Это физиологическое состояние, характерное для большинства младенцев. Оно связано с процессом замены гемоглобина, который был в крови малыша во время внутриутробной жизни, на обычный гемоглобин. Обычно она проходит в первые 2 недели жизни крохи.
  • Беспокойный сон. Хотя младенец первого месяца жизни и спит очень много, но вследствие особенностей работы его мозга сон младенца легко нарушается. Так что стоит позаботиться об оптимальных условиях для сна малыша – пусть ребенок спит в тихом и теплом помещении с приглушенным светом.
  • Колики. Они появляются у большинства младенцев, как следствие недостаточной зрелости кишечника. Помочь малышу можно с помощью легкого массажа живота, телесного контакта, газоотводной трубочки или препаратов, помогающих избавиться от газиков.
  • Плохое заживление пупочной ранки.Чтобы оно проходило нормально, пупочек новорожденного нужно ежедневно обрабатывать бриллиантовым зеленым. В случаях появления выделений из ранки или покраснения пупка ребенка стоит показать врачу. Также нужна консультация педиатра, если малышу уже исполнилось 2 недели, а корочка не отпала и ранка не зажила.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения