Как заболевают астмой: механизм развития болезни и факторы риска

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Бронхиальная астма: эпидемиология, этиология и факторы риска. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

Похожие материалы

Бронхиальная астма — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое проявляется экспираторной одышкой (затруднённый выдох), свистящими хрипами, кашлем, чувством заложенности в груди. Приступ бронхиальной астмы чаще всего происходит ночью или ранним утром. Так как идёт процесс воспаления, вместе с этим, происходит отёк стенок бронхов. В бронхах происходит сокращение мышечных волокон, с последующим развитием спазма бронхов. В бронхах происходит скопление слизи, что является причиной одышки и хрипов.

Главная причина заболевания — это гиперреактивность и гиперчувствительность дыхательной системы, так как степень гиперреактивности влияет на распространённость воспалительного процесса. [3, с.105]

На сегодняшний день, при помощи современной диагностики, выделяют следующие причины бронхиальной астмы:

  • Триггеры — курение, табачный дым, резкие запахи, химические вещества, шерсть и перхоть животных, плесень, грибки, бытовая пыль, некоторые продукты питания (чаще — яйца и шоколад), чрезмерная физическая нагрузка;
  • Предрасполагающие факторы: низкий вес при рождении, наследственность, вазомоторный ринит, конъюнктивит, аллергический дерматит;
  • Усугубляющие факторы: острая респираторная вирусная инфекция, паразитарные инфекции, ожирение, гормональные «сдвиги»: половое созревание, менопауза;
  • Психоэмоциональные нагрузки;
  • Прочие причины: изменения погодных условий, резкое изменение климата, холод, повышенная влажность воздуха.

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенсибилизацию организма, различают три формы бронхиальной астмы:

  • Атопическая (в основе гиперпродукция IgE, специфического для какого-либо одного или ряда аллергенов);
  • Неатопическая (аллергия не выявлена);
  • Смешанная. [1, с.345]

Клиническая картина бронхиальной астмы представляет собой три периода развития: период предвестников, период разгара и после-приступный: период:

  • 1 период «период предвестников»: вазомоторные реакции со стороны носа, сухость в носовой полости, зуд слизистых оболочек и кожи, чихание, приступообразный кашель. Наблюдается затруднённое отхождение мокроты, одышка, общее возбуждение, бледность, холодный пот, тахикардия, учащённое мочеиспускание. Может отмечаться раздражительность, депрессия, головокружение, бессонница, тревожность. Этот период может длиться от нескольких минут до нескольких дней.
  • 2 период «период разгара»: экспираторная одышка, с чувством сжатия за грудиной, свистящие хрипы, которые слышны на расстоянии. У больного вынужденное положение, сидя с упором на руки. Участие вспомогательной мускулатуры в дыхании. Наблюдается сухой кашель без отхождения мокроты (такой кашель ещё называют «лающим»). Лицо бледное, а при тяжёлых приступах наблюдается одутловатое лицо с синюшним оттенком, покрыто холодным потом. Пульс слабого наполнения, тахикардия. Больной встревожен, боится, с трудом отвечает на вопросы. При осложнённом течении может перейти в астматический статус. Приступ удушья заканчивается отхождением вязкой, слизистой мокроты. Длится этот период примерно 10-20 минут, а при тяжёлых случаях доходит до нескольких часов.
  • 3 период «после-приступный период»: мокрота разжижается, больной начинает лучше откашливаться. Уменьшается количество сухих хрипов, появляются влажные хрипы. Удушье постепенно проходит. Наблюдается недомогание, слабость, жажда. Длительность этого периода имеет разную продолжительность. [2, с.89]

Последствия бронхиальной астмы

При недостаточном лечении, несоблюдении определённых правил, несвоевременной диагностике возникают осложнения бронхиальной астмы:

  • Ателектаз;
  • Эмфизема лёгких;
  • Пневмосклероз;
  • Астматический статус;
  • Дыхательная недостаточность;
  • Сердечно-сосудистая недостаточность;
  • Повышение артериального давления;
  • Обмороки;
  • Головокружение.

медицинские науки

  • Тащилина Анастасия Николаевна , студент
  • Климов Александр Васильевич , кандидат наук, ассистент
  • Оренбургский государственный медицинский университет
  • ШКОЛА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
  • ПОСЛЕДСТВИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
  • АЛЛЕРГЕН
  • ТРИГГЕРЫ
  • БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
  • ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА

Диагностика бронхиальной астмы

  • Клинический анализ крови: эозинофилия, лейкоцитоз, увеличение скорости оседания эритроцитов;
  • Общий анализ мокроты: мокрота стекловидная, при микроскопии — эозинофилы, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена;
  • Исследования иммуноглобулинов E и G;
  • Функциональные исследования лёгких;
  • Рентгенография органов грудной клетки: при длительном течении — усиление лёгочного рисунка, признаки эмфиземы лёгких. [4, с.466-с.472]
  • Атопическая (в основе гиперпродукция IgE, специфического для какого-либо одного или ряда аллергенов);
  • Неатопическая (аллергия не выявлена);
  • Смешанная. [1, с.345]

Передают ли болезнь родители?

Чтобы заболеть астмой, пациенту нужно подвергнуться неблагоприятному воздействию извне. Это воздействие бывает разным.

К числу основных факторов, провоцирующих развитие недуга, относят:

  • особенности климата,
  • неблагоприятные экологические условия,
  • аллергены,
  • вредные вещества производственного характера,
  • вирусные инфекции.

Любой из этих факторов при систематическом воздействии на организм способен вызвать астму.

Не все люди, проживающие в одинаковых условиях, заболевают. Это означает, что для возникновения этой болезни пациент должен обладать особой чувствительностью к данным факторам.

Эта чувствительность обычно связана со свойствами организма человека. Ослабленный иммунитет и особенности дыхательной системы – основные из них. Именно они являются внутренними факторами, которые способствуют формированию астмы. Иными словами, для ее развития необходимо, чтобы потенциальный больной обладал чувствительным организмом и проживал в негативных условиях. В этом случае высок риск развития бронхиальной астмы.

Внутренние факторы, вызывающие болезнь, иначе называют предрасположенностью. Но возможно ли получить предрасположенность к астме от отца или матери? Существуют некоторые причины, по которым считается, что бронхиальная астма – наследственное заболевание.

Это связано с тем, что особенности иммунитета детей нередко зависят от того, какова иммунная система у их родителей. Поэтому, если отец или мать обладают слабым иммунитетом, то есть вероятность той же проблемы у ребенка. В результате под влиянием негативных факторов такие дети заболевают астмой.

Иногда такая зависимость прослеживается очень четко, в случаях, когда родитель и ребенок являются астматиками. Но передается ли бронхиальная астма по наследству, если учесть, что иногда у родителей-астматиков дети совершенно здоровы, либо это заболевание развивается у детей из здоровых семей?

Дело в том, что на формирование астмы оказывают влияние разные факторы: чаще всего необходимо, чтобы сочетались внутренние особенности организма и внешние неблагоприятные условия. Если один компонент отсутствует, вероятность заболевания снижается. Этим и объясняется отсутствие болезни у детей при наличии ее у родителей или наоборот. Иммунная система и у взрослого и у ребенка из одной семьи имеет значительное сходство, поэтому чувствительность к негативному воздействию есть у обоих. Но если один из них не подвергся чрезмерному воздействию внешних условий (например, жил в ином климатическом поясе или был занят другим видом деятельности, меньше болел и т.д.), заболевание не проявится.

Также следует помнить, что ребенок наследует особенности обоих родителей. Если у одного из ближайших родственников отсутствует предрасположение к астме, то есть вероятность того же и у ребенка. Малыш наследует иммунитет здорового родителя, и вероятность развития астматического синдрома в этом случае очень низка. Поэтому чтобы выяснить, передается ли астма по наследству, нужно учитывать особенности организма всех членов семьи и все факторы, которые способны повлиять на патологические процессы.

Иначе говоря, родители могут передать детям предрасположенность к астме. Но это происходит не всегда, и наличие предрасположенность не означает развитие болезни.

Поскольку бронхиальная астма является серьезным заболеванием, которое может спровоцировать значительные осложнения при отсутствии лечения, врачи стремятся узнать о ней как можно больше. Помимо разработки эффективных способов борьбы с ней, важно уделять внимание профилактическим мерам. Для этого необходимо выявлять факторы риска бронхиальной астмы, определять категорию людей, склонных к этой болезни, и стараться предупредить ее возникновение.

Другие, напротив, развиваются у всех родственников. Можно ли считать, что астма передается по наследству? Чтобы узнать это, нужно понимать, что собой представляет бронхиальная астма и каковы основные факторы риска этого заболевания.

Механизм развития болезни заключается в следующем. На организм потенциального пациента длительное время оказывают воздействие негативные условия внешней среды.

Если у этого человека имеется особая чувствительность к этим воздействиям, происходят изменения в функционировании дыхательных путей, за счет чего и формируется сначала астматический синдром, а затем – бронхиальная астма.

Что превращает предрасположенность в болезнь и возможно ли заражение?

Несмотря на то, что родители могут передать своим детям предрасположенность к бронхиальной астме, это не означает, что заболевание обязательно проявится. Для возникновения болезни мало одной предрасположенности, необходимо воздействие негативных внешних факторов, причем длительное. При их отсутствии возникновение астмы невозможно. К числу этих внешних воздействий относятся:

  • частые инфекционные болезни,
  • воздействие аллергенов-раздражителей,
  • перепады температуры воздуха, влажности и давления,
  • нервное или физическое истощение,
  • негативная экологическая обстановка,
  • вредные привычки пациента или его близких,
  • занятость на вредном производстве,
  • переохлаждение дыхательных путей.

Эти факторы становятся решающими в воздействии на человека с наличием предрасположенности к астме. Если выявить склонность к данной болезни заранее, то удастся предупредить ее, нейтрализовав или максимально снизив воздействие негативных условий. Именно это советуют врачи своим пациентам после появления у них детей.

Сложность заключается в том, что предрасположенность к бронхиальной астме возникает не только из-за особенностей иммунитета. Организм ребенка способен приобрести ее не по наследству, а под влиянием других причин:

  • Одна из них – неблагоприятное воздействие на плод в период беременности. Из-за него у ребенка тоже нередко развиваются патологии дыхательных путей или чувствительность к внешним воздействиям, при этом родители могут быть совершенно здоровыми.
  • Другой фактор, сказывающийся на организме детей, – генетические изменения, которые не связаны с наследственностью.

В этих случаях предрасположенность к заболеванию нередко остается невыявленной, если только у ребенка с самого рождения не присутствуют разнообразные неблагоприятные симптомы, такие как

  • кашель,
  • удушье,
  • тахикардия,
  • сильные боли в груди и т.д.

Поэтому меры профилактики лучше использовать в отношении всех малышей, а не только тех, чьи родители могли передать детям неблагоприятные особенности организма по наследству.

Еще один важный вопрос, который занимает многих: заразна ли астма. Некоторые считают, что есть возможность заражения, поскольку существуют случаи развития бронхиальной астмы сначала у одного члена семьи, потом у другого. Однако заразиться этой болезнью нельзя, поскольку она не является инфекционной. А возникновение этого заболевания у членов одной семьи вызвано иными причинами.

Дело в том, что формирование недуга могут повлечь за собой инфекционные заболевания, которые не были полноценно вылечены. Они негативно влияют на дыхательную систему, что и ведет к развитию недуга. Поскольку родственники зачастую проживают в одном доме и контактируют между собой, инфекционные заболевания распространяются на всех членов семьи.

Родственники нередко обладают схожими свойствами организма, что касается чувствительности к негативному влиянию.

В результате у всех происходят изменения в дыхательной системе, а затем развивается бронхиальная астма. Это и заставляет думать, будто происходит передача заболевания от одного родственника другому.

Еще один важный вопрос, который занимает многих: заразна ли астма. Некоторые считают, что есть возможность заражения, поскольку существуют случаи развития бронхиальной астмы сначала у одного члена семьи, потом у другого. Однако заразиться этой болезнью нельзя, поскольку она не является инфекционной. А возникновение этого заболевания у членов одной семьи вызвано иными причинами.

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей. При наличии предрасположенности это воспаление вызывает повторяющиеся приступы кашля, хрипов, возникает чувство сдавления в груди, дыхание затруднено.

Рекомендуем прочесть:  Удалили матку покму через два месяца кровяные выделения

Воспаление делает респираторный тракт чувствительным к аллергенам, химическим раздражителям, табачному дыму, холодному воздуху или физической нагрузке. При их воздействии возникают отек и спазм дыхательных путей, в них вырабатывается в повышенном количестве слизь и они становятся гиперчувствительными к внешнему воздействию. Возникающая при этом бронхиальная обструкция обратима (однако у некоторых больных не полностью) как спонтанно, так и под влиянием лечения. Если проводится адекватное лечение бронхиальной астмы, воспаление может уменьшиться на длительное время, а частота возникновения симптомов болезни стать минимальной: исчезают также сопутствующие проблемы, связанные с бронхиальной астмой.

Выявление факторов риска и осуществление контроля за ними

Обнаружение и контроль триггеров (факторов риска, вызывающих обострение астмы) очень важно для успешного лечения астмы. Среди аллергенов, рассматриваемых как триггеры, наиболее распространенными являются домашний пылевой клещ, табачный дым, шерсть животных, аллергены тараканов, пыльца, а также дым от сгорания дров. К другим частым триггерам относят вирусную инфекцию и физическую нагрузку.

Домашний пылевой клещ наиболее важный компонент домашней пыли. Клещи имеют очень маленькие размеры и не видны невооруженным глазом. Они не вызывают и не передают никаких болезней, питаются выделениями кожи человека и обнаруживаются в матрасах, диванах, стульях, креслах и т. п. Особенно быстро они размножаются в сыром и душном помещении. Экспозиция аллергенов домашней пыли в раннем детском возрасте способствует развитию астмы. Методы борьбы: постельное белье и одеяла следует регулярно (раз в неделю) стирать в горячей воде (более 55°С) или просушивать на солнце. Убедитесь, что матрасы и подушки имеют воздухонепроницаемые покрытия, не позволяющие клещу проникать через них. Уберите ковры, особенно из спален. Уберите обитую тканью мебель. Стирайте занавеси и мягкие игрушки ребенка.

Аллергены животных, покрытых шерстью (грызуны, кошки, собаки), могут явиться факторами риска астмы. Методы борьбы: удалите животных из дома или хотя бы из спальни. Если животное живет в доме и его нельзя удалить, то может помочь еженедельное его мытье.

Табачный дым является фактором риска, если больной курит или вдыхает табачный дым от окружающих. Курение увеличивает риск сенсибилизации у детей (особенно у детей до года) и может усиливать тяжесть симптомов у детей, которые уже больны астмой. Методы борьбы: не курите. Родители больных астмой детей не должны курить, по крайне мере в комнате ребенка. Не берите ребенка в общественные места, где курят. Естественно, больные астмой не должны курить.

Аллерген таракана является наиболее частым триггером астмы в некоторых регионах. Методы борьбы: регулярно и тщательно убирать квартиру; использовать пестициды, но больной бронхиальной астмой не должен присутствовать при распылении пестицидов в аэрозолях; проветривать квартиру до прихода больного.

Плесень и другие грибковые споры и пыльца являются частицами растений, которые часто вызывают симптомы астмы. Методы борьбы: при высокой концентрации пыльцы и спор в воздухе закрыть окна и двери и находиться в помещении. Эти меры уменьшают контакт, хотя полностью избежать контакта с пыльцой и плесенью невозможно. Может помочь использование кондиционера, если своевременно очищать его внутренние и наружные части.

Дым при сжигании дров и другие домашние воздушные химические вещества являются источником раздражающих частиц. Методы борьбы: выводить все дымоходы наружу и хорошо проветривать комнаты; избегать использования бытовых аэрозолей, в том числе для полировки.

Простуды и респираторные вирусные инфекции могут вызывать бронхиальную астму, особенно у детей. Методы борьбы: обеспечивать ежегодную противогриппозную вакцинацию больных астмой в среднетяжелой и тяжелой форме. При первых симптомах простуды лечить ингаляционными b2-агонистами короткого действия, рано начинать терапию пероральными глюкокортикостероидами (в таблетках и сиропе). Продолжать противовоспалительное лечение в течение нескольких недель, чтобы обеспечить полный контроль симптомов заболевания. Усиление симптомов бронхиальной астмы может сохраняться в течение нескольких недель после перенесенной инфекции.

Физическая активность является частым триггером у большинства больных бронхиальной астмой. Методы борьбы: при правильно подобранном лечении большинство больных бронхиальной астмой могут в полной мере переносить физические нагрузки, включая бег и другие спортивные упражнения. Разминки и тренировки также способствуют уменьшению симптомов астмы. В отличие от других триггеров физической активности избегать не следует.

Когда необходимо обращаться за медицинской помощью?

К ситуациям, когда необходимо обратиться за профессиональной высококвалифицированной помощью, относится нарастание следующих проявлений заболевания:

  • Усиление бронхиальной симптоматики, а также ее сохранение после применения 2 ингаляций лекарственного средства, расширяющего бронхи.
  • Возникновение сильной одышки, свистящего дыхания и сильного спастического кашля, сопровождающегося чувством тяжести в грудной клетке.
  • Возможное затруднение речевого произношения, характеризующееся невозможностью проговаривания некоторых слов и даже предложений.
  • Показаниями к обращению за экстренной помощью служат повышенная сонливость, а также спутанность сознания.
  • Появление цианоза носогубного треугольника и посинение ногтевых фаланг.
  • Появление учащенного пульса (более 100 ударов в течение 1 минуты).
  • Шумное дыхание, сопровождающееся напряжением грудной клетки и втягиванием при вдохе кожи в области шеи и межреберных промежутках.

Профилактика бронхиальной астмы

Для того чтобы избежать развития заболевания требуется придерживаться определенных правил, а именно: соблюдать чистоту и порядок в месте проживания; не заводить домашних питомцев; соблюдать элементарные правила гигиены; для уборки применять только гипоаллергенные чистящие и моющие средства; избавиться от такой пагубной привычки, как курение; правильно и регулярно питаться; воздержаться от использования освежителей воздуха и аэрозольных средств гигиены; принимать медикаментозные препараты исключительно по назначению доктора; вести активный образ жизни. Важно помнить! Первичная профилактика астмы предусматривает своевременное лечение острых респираторных заболеваний!

ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.

Дым при сжигании дров и другие домашние воздушные химические вещества являются источником раздражающих частиц. Методы борьбы: выводить все дымоходы наружу и хорошо проветривать комнаты; избегать использования бытовых аэрозолей, в том числе для полировки.

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Психосоматические заболевания — это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, возможно, внутренние, недовольство, душевные страдания и др.). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое течение болезни.

В современной медицине в раздел психосоматики входят: клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования.

В психоаналитической концепции существует несколько моделей возникновения психосоматического симптома, среди них конверсионная модель (З. Фрейд, П. Федерн, Г. Гродек, Ф. Дейч), модель вегетативного невроза (Ф. Александер), концепция десоматизации (М. Шур, А. Митчерлих).

Суть перечисленных выше концепций сводится к тому, что бессознательный конфликт, не имея выхода в соответствующем внешнем проявлении, приводит к эмоциональному напряжению, а затем к прорыву предэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и сопровождается устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.

В концепции Г. Амона, психосоматический симптом выступает как саморазрушительная попытка восполнить и компенсировать структурный нарциссический дефицит, возникший в результате нарушения на ранних стадиях симбиотического взаимодействия. Представители теории объектных отношений связывают психосоматическое расстройство со слабым Эго (обусловленным в основном недостаточно хорошим материнством), которое имеет непрочное обиталище, созданное в ходе развития.

Дыхательная система — сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

БА- заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов.

Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции.

Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой.

При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции.

В этиологии БА имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще БА может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих БА, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с БА). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.

У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.

Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены: повышенная тревожность, астенизация, минимальная мозговая дисфункция, невропатии, неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа и депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей с БА выделяют четыре фактора возникновения БА как психосоматического заболевания:

— степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;

— степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;

— вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;

— увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Рекомендуем прочесть:  Термометр до 5 как смотреть

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

— ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
71.88%
Еще нет, почитаю.
21.88%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.25%
Проголосовало: 128

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

— препятствие излечению, помощи.

Психологические факторы, влияющие на возникновение заболевания.

Влияние эмоций на дыхательную функцию хорошо знакомо каждому. О внезапной остановке дыхания в момент тревоги говорят, что «захватило дух» или «перехватило дыхание». Вздох является распространенным выражением чувства отчаяния.

В психоаналитической литературе рассматривались следующие модели возникновения астмы как взаимодействия двух факторов — психологических особенностей и биологической предрасположенности:

1. Реципрокная модель. Астма может возникать двумя взаимоисключающими способами: либо посредством сильной биологической предрасположенности, либо будучи детерминированной сильными психологическими факторами.

2. Модель позитивного взаимодействия. Заболевание может возникнуть только при одновременном наличии сильных психологических и биологических факторов, (если же их нет или есть только один, заболевание не развивается.)

3. Суммарная модель. И психологические, и биологические факторы совместно определяют тяжесть заболевания.

К психологическим фактором относят воспитание, которое приводит к сильной зависимости ребенка от доминантной матери.

Психоанализ прегенитальных нарушений созревания понимает возникновение БА как несостоятельность, вытекающую из раннего детского развития- периода перехода от диады мать- дитя к отношениям в триаде: мать- дитя –отец.

Двусторонний уровень контактов является важной ступенью к последующему обучению многосторонним межличностным контактам. Сложный процесс постепенного переключения от внешней зависимости к внутреннему уровню поддержки самостоятельности и самоуважения в высокой степени подкрепляются стабильными отношениями с родителями. В биографии психосоматических больных родители очень часто препятствовали развитию их самостоятельности.

Подавление собственных эмоций также рассматривается в качестве механизма, приводящего к бронхоспазму.

Некоторые авторы в симптоме бронхоспазма усматривают символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а также противоречивость в решении проблемы «брать и давать».

Чикагская психоаналитическая школа центральный конфликт в развитии БА находит во внутренних побуждениях ребенка, которые ставят под угрозу его привязанность к матери. Действия матери на плач воспринимаются ребенком как отвержение, поэтому плач становится «запрещенным» из-за страха лишиться материнского внимания. Страх материнского отвержения усиливает аномальные дыхательные ответы со стороны ребенка, таким образом развивается бронхоспазм.

Парсел и соавторы считают, что родительский конфликт может стать стрессором для ребенка и привести к симптому бронхоспазма. Нарушенные взаимодействия и взаимоотношения между родителями могут выступать тем стрессовым фактором, который приводит к бронхоспазму.

Корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма — в особенностях ранних отношений матери и больного ребенка. Это: «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребенок — материнское негодование и отчуждение, что порождает у него тревогу и страх, а открытое выражение чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано у ребенка с опасением оттолкнуть ее.

Особенности личности больного, страдающего БА.

Изучение личностных особенностей больных БА привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных БА определяются как склонность «подавлять депрессию и агрессию», «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие», «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость», «высокая тревожность».

Больные БА часто диагносцируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Влияние болезни на личность больного.

Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и теплое отношение матери посредством астматических симптомов.

В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значимого окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они «уходят» в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза»

Особенности психологии и поведения в болезни.

При БА выделяются реакция на приступ и реакция на болезнь. В случае внезапного острого возникновения приступа, больного прежде всего сопровождает страх смерти от удушья или остановки сердца, страх не купируемости приступа. Чем реже приступы астмы, тем более выражен страх, который возникает не только во время приступа, но и в ожидании его. В начальном периоде реакция на болезнь характеризуется адекватным психологическим сдвигом с некоторой депривацией. В процессе дальнейшего течения болезни выступает на первый план склонность к фиксации внимания на своих ощущениях и переживаниях с пессимистической оценкой выздоровления. У части больных отмечается выраженный страх за свою судьбу, с отчетливой фиксированностью на дыхательной функцией, назойливыми жалобами, постоянным самоанализом болезненных ощущений.

Виды психотерапии при данном заболевании.

Психотерапевтическое лечение БА направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия БА не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

• больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;

• больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;

• больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  • установление раппорта с пациентом;
  • определение его основных трудностей;
  • их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Гештальт-терапию проводят в несколько этапов. В задачи первого этапа входит установление доверительного, партнерского, эмпатического контакта с больными, что позволяет обучить их основным процедурам гештальт-терапии и начать индивидуальную терапию.

Основное стремление гештальт-терапии — восстановление самосознания с тем, чтобы оно приносило пациенту развитие и выбор цели. Акцент делают на понимании важности сиюминутной жизни и контактов с настоящим в континууме «здесь и сейчас». При обсуждении значимых для пациентов событий (с помощью техники фокусирования) мы сталкиваемся с моментом, в котором возникает дискомфорт, тревога или страх, которые побудили пациента уклониться от этого момента, вытеснить его из сознания. Сознание может расшириться в подсознание (работа на субличностных уровнях) так, что пациент в страхе объясняет то, что ранее не было понятно, предлагает интересные мысли и наблюдения. Упражнения на пребывание в состоянии осознавания окружающего направляют пациента к тупику, где силы сопротивления равны тому, что им противостоит. Пациенты с помощью терапевта учатся поведению в ситуациях фрустрации, эмоционального тупика. Когда они не в состоянии обеспечить себя сами, а поддержки из среды не поступает, надо самостоятельно найти выход и таким образом увеличить степень самодостаточности. Так восстанавливается сознание необходимости активного поведения, действий, которые до этого были в очевидном параличе.

Для многих пациентов актуальны групповые формы психологической защиты, т. е. использование астматических симптомов для поддержания психологического гомеостаза семьи. Это обстоятельство предполагает наличие второго шага терапии — перенесение терапии в группу.

Групповые формы работы позволяют решить проблемы группового и индивидуального самосознания, с помощью различных технических приемов отработать проблемы коммуникации больных, в которых особое место занимают телесные коммуникации (психосоматическое реагирование). Группа позволяет выявлять и исследовать попытки пациента манипулировать ее членами, в результате вырабатываются навыки более продуктивного взаимодействия, а манипулирование разрушается.

Рекомендуем прочесть:  Как засолить белый груздь горячим способом без особых усилий: подробный гид с металлической крышкой

Переходом к третьей ступени работы может быть смягчение фобических реакций при соприкосновении с ранее отвергаемыми актуальными переживаниями. Шаг за шагом исследуют и прорабатывают возможные источники травматичного опыта от менее интенсивных к более сильным.

Семейная психотерапия

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении БА семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов индивидуумов, служивших основой формирования БА, нервно-психических расстройств и личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию. Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных БА проблем и конфликтов. Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики. Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.
В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

Специальный метод: 4- х ступенчатая психодинамически ориентированная психотерапия.

1) эмоциональная поддержка пациента по преодолению соматического страдания

2) развитие возможности к восприятию собственных чувств.

3) осознание конфликта и его связи с симптомом (стационарно-глубинная групповая терапия (8 нед).

4) полная переработка конфликта в длительной амбулаторной практике.

Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие ее астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.

Основной акцент в психотерапии пациентов с неврасте-ноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углубленного самопознания и стабилизации самооценки. Это создает условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.

У больных с психастеноподобным вариантом БА основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.

Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо выяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Можно добиться полной и стабильной редукции дыхательных нарушений, провоцируемых по нервно-психическому механизму, путем направленных сдвигов в системе отношений личности, в структуре и функцио^ нировании микросоциальной системы, а также преодоления элементов условной необходимости астматических симптомов для самого больного и значимых лиц окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. Последняя проявляется гармонизацией личности больных, выработкой у них зрелых способов поведения в стрессовых ситуациях.

— обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;

Этиология бронхиальной астмы

В этиологии бронхиальной астмы имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих бронхиальной астмой, отмечаются признаки аллергии – в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с бронхиальной астмой). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

  • В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.
  • У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями – смехом, криком или плачем.
  • Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены:

  • повышенная тревожность,
  • астенизация,
  • минимальная мозговая дисфункция,
  • невропатии,
  • неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа,
  • депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей выделяют четыре фактора возникновения бронхиальной астмы как психосоматического заболевания:

  • степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;
  • степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;
  • вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;
  • увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического расстройства.

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

  • ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;
  • обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;
  • препятствие излечению, помощи.

Виды психотерапии при данном заболевании

Психотерапевтическое лечение бронхиальной астмы направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Это постоянная подпитка, обеспечивающая глубокое, свободное дыхание. Психотерапия бронхиальной астмы не бывает кратковременной, здесь время постепенно «отматывается назад». Если по этой дороге идут в ногу пациент, его психотерапевт и врач-пульмонолог, идти становится легче.

Целью психотерапии больных бронхиальной астмой является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают этого путем перестройки значимых отношений больного. Психотерапия особенно показана:

  • больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих;
  • больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию;
  • больным бронхиальной астмой без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).

При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время.

Анамнестические и тестовые данные об особенностях семейной системы показывают, как эти особенности больных формируются и как функционируют в рамках семейной системы, создавая «семейные мифы» (групповая форма защиты), и для чего служат правила и ценностные ориентации в таких семьях. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально-личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и дает ключ к построению терапевтического вмешательства

Часто психосоматический пациент не желает признавать проблемы в психической сфере и испытывает страх перед психотерапевтом. Преодоление сопротивления выявлению психотравмирующих событий включает несколько этапов:

  • установление раппорта с пациентом;
  • определение его основных трудностей;
  • их преодоление с целью ослабления накопившихся отрицательных эмоций и восстановления позитивной перспективы.

Два вида терапии: на симптом и модификацию поведения (когнитивно- поведенческий подход: изменение негативных представлений пациента) и глубинно- психологические методы (раскрытие психологического конфликта).

Бронхиальная астма

Дыхательная система – сложный физиологический «аппарат», который включается в работу только при рождении ребенка с его первым самостоятельным вдохом.

Можно сказать, что это первый травматический опыт сепарации (разделения) с матерью. Поэтому некоторые ученые отмечают важность проживания периода родов ребенком и матерью.

От греческого астма (удушье) — аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья, в следствии спазмов бронхов и отеков их слизистой оболочки. С точки зрения психоаналитика Ватцзекера: приступ астмы часто предстает в эквивалент подавляемого плача, то есть протест ребенка лишенного защищенности. В основе астмы лежит конфликт «желания и нежности» с одной стороны, и «страха перед нежностью», с другой стороны.

Этот конфликт отражает нарушение ранних отношений с матерью.

Семейная психотерапия

Хорошие непосредственные и отдаленные результаты дает применение в лечении бронхиальной астмы семейной психотерапии. Процесс терапии направлен на разрушение личностных конфликтов людей, служивших основой формирования:

  • бронхиальной астмы,
  • нервно-психических расстройств,
  • личностных реакций, тормозивших их полноценную реабилитацию.

Воздействие на личность больного осуществляется путем изменения его взаимоотношений с членами семьи с учетом выявленных семейных характеристик, типологии, свойственных семьям больных бронхиальной астмой проблем и конфликтов.

Понимание роли больного члена семьи в стабилизации структурных и функциональных особенностей семейной системы позволяет достигнуть хорошего терапевтического результата при направленном воздействии на эти семейные характеристики.

Успех терапевтических мероприятий часто оказывается параллельным изменениям, происходящим в семейной системе.

Важной задачей семейной психотерапии является повышение автономии семьи.

В психотерапии психосоматики важное значение приобретает работа с алекситимией пациента, которая, как правило, есть у таких больных. Лечение алекситимии очень длительно, требует хорошей мотивации пациента и может затянуться на годы. На первом этапе пациент обучается осознавать свои чувства, а затем – обучается рефлексии.

  • степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;
  • степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;
  • вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;
  • увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения