Можно ли перевозить ребенка в бустере в автомобиле

Доброго времени, многим будет интересно разобраться в своем здоровье и близких, и поведую Вам свой опыт, и поговорим мы о Автомобильные бустеры: что это такое и стоит ли покупать. Скорее всего какие-то детали могут отличаться, как это было с Вами. Внимание, что всегда нужно консультироваться у узкопрофильных специалистов и не заниматься самолечением. Естественно на самые простые вопросы, можно быстро найти ответ и продиагностировать себя. Пишите свои вопросы/пожелания в комменты, совместными усилиями улучшим и дополним качество предоставляемого материала.

С какого возраста можно использовать автомобильный бустер?

Если вас мучает вопрос, с какого возраста можно использовать автомобильный бустер, то давайте постараемся внести ясность и прозрачность в это дело. Как правило, автомобильные бустеры причисляются к группе 2-3. Не думайте, возраст ребенка тут абсолютно ни при чем.

К группе 2-3 относятся бустеры, в которых можно перевозить деток, возрастной категории от 3 до 12 лет, чей вес составляет в пределах 15-36 кг. Можно с уверенностью сказать, что бустер – универсальная многогранная вещь, которая может использоваться в течение длительного времени.

Единого ответа на вопрос, с какого возраста можно перевозить детей в бустере, не существует. Большую роль здесь играют габариты малыша.

При покупке устройства обратите пристальное внимание на два параметра:

Если вес ребенка варьируется в диапазоне от 15 до 36 кг, то можете смело обратить свой взор на автомобильный бустер.

Наверняка вы не станете с удивление приподнимать брови, если узнаете, что ситуация на дороге сегодня оставляет желать лучшего. Ежегодно в мире происходят миллионы автомобильных катастроф аварий, люди гибнут, получают травмы, навсегда остаются инвалидами, и это трагедия мирового масштаба, а еще это призыв к тому, чтобы быть аккуратным в пути.

С появлением на свет детей родители озабочены тем, чтобы обезопасить детей во время перевозки в машине. И если для взрослых забыть пристегнуть ремень – в порядке вещей, то с малышами все обстоит иначе.

Специально для езды в комфортных условиях придумано автомобильное кресло. Его с успехом можно заменить бустером. Первые образцы автокресел были выпущены еще 80 лет назад в США, а затем стремительно завоевали популярность по всему миру. Автокресло – обязательный атрибут для перевозки детей, регламентируемый правилами дорожного движения.

Некоторые люди теряются в догадках, что такое бустер, однако, когда ваши детишки подрастут, придется узнать, что это такое. Если ваши дети горят желанием ездить как взрослые, то предложите альтернативный автокреслу вариант – современный бустер. Это приспособление компактно, удобно, занимает намного меньше места, чем автокресло.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-89-42 . Это быстро и бесплатно !

Виды автомобильных бустеров

По материалу, из которого может быть изготовлен бустер, устройства подразделяются на:

Правила перевозки детей

Европейская классификация предполагает, что бустер для детей рассчитан на группу 2/3. Бустер – весьма полезная штука, пригодная для детей, вес которых составляет от 15 до 45 килограмм.

Надо сказать, что цена на бустер радует глаз, но, к сожалению, для большинства из них несвойственна повышенная степень защиты. Поэтому предпочтение лучше отдавать моделям высокого качества от известных производителей.

  • Устройство не обеспечит защиту ребенка от боковых ударов.
  • Ввиду того что во время езды ребенок приподнят над сидением, существует риск, что он удариться головой о стекло, но не об дверную обивку.

Чтобы перевозить детей таким образом, нужно соблюсти несколько условий, поясняет глава Госавтоинспекции Михаил Черников.

Разрешено ли применение бустера на переднем сиденье автомобиля?

Татьяна Владимировна, Симферополь

На вопрос читателя отвечает начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников.

Если так называемый бустер сертифицирован на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 44–04 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах», что подтверждается соответствующей маркировкой, он считается детским удерживающим устройством.

В этом случае его использование на переднем сиденье легкового автомобиля для перевозки ребенка в возрасте младше 12 лет разрешено, — разумеется, при условии, что удерживающее устройство подобрано под рост и вес ребенка и применяется в соответствии с руководством по эксплуатации. Приведенные ­требования содержатся в пункте 22.9 ПДД.

  • Подробнее о правилах перевозки детей в автомобилях читайте тут.

Разрешено ли применение бустера на переднем сиденье автомобиля?

Вчера состоялся любопытный диалог с ИДПС, который решил домахаться к том, что сын ездит на переднем сиденье с бустером. Ибо по его логике «спереди можно только автокресло», потом несколько раз было сказано слово «вынужден оформлять». На что ему было сказано «считаете есть нарушение — оформляйте, я с ним не соглашусь, суд разберется». В итоге он убег к коллегам, пришел другой, услышал от меня «оформляйте, ваше право», после чего отдал документы.

Сама ситуация довольно забавная ибо не было бы бустера — вообще не было бы диалога. Ибо ребенок высокий, поэтому на 12 лет вполне себе выглядит. Но вернемся к законам

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Бустер — сиденье жесткой конструкции без спинки, имеющее подлокотники и специальные направляющие для штатного ремня безопасности. Бустер вместе с ремнями безопасности может применяться в качестве детской удерживающей системы, если рост ребенка достиг 130–140 см.

Есть такой документ технический регламент Таможенного союза TP PC 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», где все это указано.

Согласно классификации ГОСТе Р 41.44–2005, детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:

Группа 0 (автолюлька), 0–10 кг, От рождения до 6 мес.
Группа 0+ (кресло), 0–13 кг, От рождения до 1 г.
Группа 1 (кресло), 9–18 кг, От 9 мес. до 4 лет
Группа 2 (кресло или бустер), 15–25 кг, От 3 до 7 лет
Группа 3 (кресло или бустер), 22–36 кг, От 6 до 12 лет

Таким образом, мой бустер — это ДЕТСКОЕ УДЕРЖИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО и с его помощью можно возить детей спереди на законных основаниях.

ps. Если бы он выписал штраф — пришлось бы оплатить. Потому как бустер — до 36 кг по ГОСТ, а у моего уже весу почти 50 кг. Таким образом, он не соответствует весу ребенка. Просто с ним ремень четко проходит как надо, через плечо, а не ближе к шее.У кого ремни регулируемые — проще.

Имейте ввиду, этот нюанс. У кого рослые дети до 12 лет — или возите сзади, или не палитесь сажая их в бустеры.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

По каким характеристикам выбирать бустер?

Что такое бустер со скольки лет его можно применять разобрались. Теперь следует понять, как его следует выбирать.

Существует две крупные категории бустеров – со спинками и без. Изделие со спинкой представляет собой стульчик, который вставляется во «взрослое» кресло и надёжно к нему пристёгивается. Бустер без спинки – это своеобразная подушка с подлокотниками, которая также крепится к креслу автомобиля, но спина ребёнка удерживается на поверхности оригинального автомобильного кресла лентами ремней.

Раз российское законодательство разрешает использование данного типа удерживающих устройств для транспортировки детей возрастной группы от 7 лет, то популярнее модель без спинки. Она компактная и обеспечит необходимую защиту ребёнка. Кроме того, дети указанной возрастной группы уже не нуждаются в дополнительной поддержке спины.

Изделие обладает такими характеристиками, как материал каркаса и материя обшивки. Каркас часто изготавливают из металла и пластика, что позволяет выбирать между более тяжёлой, но прочной конструкцией либо более лёгкой.

Ткань обивки в любом случае используется прочная и мягкая, но предпочтение следует отдать обивке из натуральных дышащих материалов. Это послужит прекрасной профилактикой кожных раздражений, особенно в жаркий летний период.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
71.88%
Еще нет, почитаю.
21.88%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.25%
Проголосовало: 128
  • Обязательно возьмите с собой ребёнка. Это не только облегчит выбор кресла, но и поможет сделать покупку, которая порадует малыша. К тому же выбирая кресло «на глаз», можно ошибиться с размерами.
  • Отдайте предпочтение моделям с подлокотниками. Эта, казалось бы, незначительная деталь значительно упростит перемещение ребёнка. Подлокотники удержат на месте уснувшего малыша и дадут необходимый упор рукам, в случае, если по дороге он любит поиграть в игры на смартфоне или собрать головоломку.
  • Выбирайте кресло «на вырост». Речь не идёт о выборе модели, существенно превышающей по габаритам необходимую ребёнку, но стоит оставить некоторый запас с учётом быстрого роста детей и удобства размещения. Тем более что сидеть «впритирку» просто неудобно и непрактично.
  • Изучите способы крепления кресла. Вопрос сколькими способами можно зафиксировать кресло остаётся открытым и выбор конкретной системы крепления остаётся за предпочтениями водителя. Зависеть он будет и от того, насколько эта система подходит для модели автомобиля. Имеющиеся на рынке крепёжные системы, как правило, отражают региональную принадлежность производителя автомобиля. В американских моделях самой распространённой является система Latch. Она применяет ремешки с карабинами для соединения автокресла и крепления в салоне авто, размещённого по боковым сторонам от детского сиденья. Система Isofix более распространена в странах Европы и представляет крепление с помощью металлических кронштейнов, а, следовательно, требует соответствующей оснастки от салона автомобиля. Помимо указанных, есть еще локальные системы креплений, например, «якорный» крепеж Top Tether более характерный для автолюлек.
  • Внимательно осмотрите конструкцию, посадив в неё ребёнка, спросите его об ощущениях. Качественное изделие не должно быть деформировано под его весом, сжимать малыша или доставлять ему неудобство.
  • Оговорите при покупке вопросы возврата приобретения. Если при эксплуатации будут выявлены дефекты креплений или недостаточная высота бустера, его следует вернуть. Обязательно проверьте лямку ремня безопасности – в правильном положении она проходит ровно через грудную клетку и бедро. Смещение ремня допускать опасно.

В настоящее время нет действующих ГОСТов в отношении характеристик кресел и иных приспособлений для передвижения детей в авто. Покупать следует изделие, соответствующее европейскому стандарту ECE 44.

В день покупки найдите возможность установить кресло и прокатиться с ребёнком, так можно будет максимально быстро выявить потенциальные недочёты конструкции и вернуть покупку в случае, если на практике выбранное изделие оказалось не таким хорошим, как ожидалось. В интернете легко найти отзывы на те или иные модели, представленные на сайтах производителей и интернет-магазинов, рейтинги этих приспособлений, составленные по различным показателям. Кроме того, есть множество видео, где подробно объясняется, на что следует обращать внимание, отправляясь покупать кресло.

Что такое бустер и как его выбрать?

Что же такое бустер для перевозки детей? Он представляет собой упругую подушку с небольшими подлокотниками и конструкцией, обеспечивающей крепление к основному сиденью автомобиля. При сравнении бустера с полноценным детским автокреслом, легко можно увидеть, что в нём, как правило, отсутствует спинка, то есть бустер – это автомобильное «полукресло».

Изделие предназначено для пассажиров, чей вес начинается с 15 килограммов и не превышает 36 килограммов, а рост – не менее 120 сантиметров. Если ребёнок уже вошёл в тот возраст, когда можно использовать бустер, но его рост и вес меньше, чем средние для соответствующей возрастной группы, лучше задуматься о дальнейшем использовании автокресла.

Относительно автокресла бустер является менее безопасным устройством, его основное предназначение – оптимально расположить маленького пассажира относительно ремней безопасности автомобиля. Ремни рассчитаны на габариты взрослого человека, пристёгивая ими малыша легко создать опасную ситуацию, когда ремень проходит не через грудную клетку, а через шею. Именно эту проблему и призван решить бустер, он позволяет посадить ребёнка настолько высоко, насколько это необходимо, избежав ненужного риска при езде.

Бустер по сравнению с креслом обладает меньшими габаритами, что упрощает транспортировку и увеличивает мобильность. Его легко и быстро установить в салоне автомобиля, поэтому он часто используется родителями, когда есть необходимость переместиться на такси с детьми. Усечённый вид влияет и на стоимость вещи.

Следует помнить, что применить бустер можно при перевозке детей не младше семилетнего возраста. Помимо прочего, следует ориентироваться на габариты ребёнка. Однако, по характеристикам безопасности бустер проигрывает креслу.

Стоит ли выбирать бустер? Плюсы и минусы

Любая вещь имеет достоинства и недостатки. Поэтому, планируя приобретение аксессуара, стоит внимательно с ними ознакомиться, и сделать для себя выводы об оправданности такой покупки.

Купить систему удержания, как и любую вещь, можно как в онлайн, так и в офлайн магазинах. Главное здесь – подойти к вопросу взвешенно и критично. Магазины предоставляют информацию обо всех параметрах изделия, а также подробные фото кресла и креплений, в случае необходимости привезут приобретение в удобное покупателю место.

Если говорить о бустерах, то можно сделать следующую сравнительную таблицу:

Плюсы: Минусы
· доступность; · относительно низкий уровень безопасности;
· мобильность; · упрощённое тестирование;
· компактность; · необходимость отслеживать актуальность габаритов изделия.
· удобство.

Если говорить подробно об этих параметрах оценки, то минусом продукта однозначно является пониженный относительно автокресел уровень безопасности. Однако, следует признать, что усадить взрослого ребёнка в автокресло с пятиточечной фиксацией само по себе будет являться проблемой.

К минусам модели можно отнести необходимость постоянно отслеживать расположение ремня безопасности. Дети быстро растут, а смещение положения ремня относительно грудной клетки чревато травмами даже при незначительном ДТП или просто резком торможении. Высота бустера должна корректироваться в случае, если выявлено, что линия положения ремня изменилась, а значит, будет неоднократно приобретаться новое изделие.

Если основные маршруты перемещения с ребёнком в автомобиле «детские», и юный пассажир находится в автомобиле только незначительное время по дороге в школу, поликлинику или детскую секцию, которое, к тому же совпадает с периодами затруднённого движения в городе, когда скорость транспортного потока традиционно невысока, то необходимость автокресла встаёт под вопрос.

Положительные стороны бустера следуют из его упрощённой конструкции: оно легко поместиться в любую, в том числе и самую компактную модель автомобиля, переместится в другой автомобиль, имеет невысокую цену, а также удобно самому ребёнку, так как дает ему возможность более расковано двигаться.

Бустеры изготавливаются с разнообразными дизайнами. Маленького непоседу проще уговорить перемещаться в сиденье с любимыми персонажами: смешариками, героями мультиков Дисней.

На рынке сейчас огромный выбор кресел с разнообразным оформлением, которое порадует глаз не только детей, но и взрослых: от самого лаконичного и сдержанного, до суперяркого и украшенного рисунками.

Бустеры для перевозки детей – одна из любимых родителями систем удерживания маленьких пассажиров. Лёгкие, компактные и недорогие, они позволяют обновлять модели без существенного ущерба семейному бюджету, а также без проблем перемещаться по городу с самыми юными членами семьи. Однако, из-за недавнего изменения законодательства и появления на форумах автолюбителей историй о штрафах за применение бустеров, сложилось настороженное отношение к этому автомобильному аксессуару. Масла в огонь подлила, в том числе муссируемая СМИ информация о планирующемся запрете этих изделий с января 2017 года. Данный вопрос поднимался в большом количестве телевизионных передач и трансляций.

Статья посвящена изучению вопросов использования бустеров для перевозки детей в автомобиле в реалиях актуального российского законодательства.

В настоящее время нет действующих ГОСТов в отношении характеристик кресел и иных приспособлений для передвижения детей в авто. Покупать следует изделие, соответствующее европейскому стандарту ECE 44.

Согласно п 22.9 ПДД, в транспортных средствах перевозка детей, не достигших возраста в 12 лет, запрещена без удерживающих устройств. И законом никак не регулируется вопрос, какое именно удерживающее устройство должно при этом применяться. Но сотрудники ГИБДД на местах почему-то выписывают штраф каждому, чей малолетний ребенок находится в автомобиле не в детском автокресле. Невзирая на то, что он (ребенок) возможно зафиксирован другим предназначенным для этих целей устройством. И позицию инспекторов по таким делам поддерживают многие суды.

Как выясняется, совершенно зря поддерживают, поскольку у Верховного суда РФ иная позиция по данному вопросу. Совсем недавно, например, этот орган отменил все нижестоящие решения по делу водителя, который перевозил своего ребенка в машине, зафиксировав его специальным удерживающим устройством «ФЭСТ» (см. Постановление ВС РФ от 16 февраля 2017 г. № 45-АД17-1).

Чтобы получше разобраться в проблеме, рассмотрим данное дело подробно.

Можно ли перевозить ребенка с ФЭСТ: позиция ВС РФ

С коллегами из нижестоящих инстанций никак не мог согласиться судья Верховного суда РФ. Он-то как раз и напомнил всем о том самом п 22.9 ПДД, в котором содержится запрет на перевозку детей без удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу. Там же сказано, что лишь на переднем сиденье малышей следует перевозить с использованием особых, действительно «детских» удерживающих средств. ВС РФ указал, что конструкции, типы и виды таких устройств никак не оговариваются и, соответственно, не ограничиваются в использовании.

Коль скоро устройство «ФЭСТ» было сертифицировано и прошло соответствующие испытания в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» (а истцом были представлены все необходимые документы по этому поводу), оно может быть использовано для фиксации и удержания детей в салоне авто при перевозке. К тому же в рассматриваемом деле ребенок находился на заднем сиденье автомобиля. Значит использование универсального устройства «ФЭСТ» абсолютно никак не противоречит соответствующему пункту в действующих правилах дорожного движения.

В связи с вышеизложенным судья ВС РФ на совершенно законных основаниях прекратил производство по делу в связи с отсутствием в нем самого состава правонарушения (Постановление ВС РФ за № 45-АД17-1 от 16.02.2017), а также отменил все вынесенные ранее судебные решения в отношении К.

Правила перевозки детей в автомобиле (ПДД и ГОСТ)

Скорее всего, инспекторы ГИБДД привлекают водителей к административной ответственности из-за особенностей трактовки п 22.9 ПДД. Ведь этот пункт не относит к категории «детских удерживающих» устройства, позволяющие пристегнуть перевозимого ребенка с помощью конструкционных автомобильных ремней безопасности. В п 22.9 правил дорожного движения такие средства называются просто «иными», а конкретные характеристики их никак не обозначены.

Однако в таких обстоятельствах следует руководствоваться существующим ГОСТом Р 41.44-2005. Там детскому удерживающему устройству дано достаточно четкое определение, сформулированное как «совокупность лямок или гибких элементов, оснащенных пряжками, регуляторами или крепежом». В некоторых случаях, согласно все тому же определению, речь может идти о каком-то дополнительном устройстве (например, люльке, кресле, сиденье или противоударном экране), крепящемся ко внутренней части кузова ТС. Конструкция при этом может быть не цельной и лишь частично удерживающей (тот же бустер или ФЭСТ), но в комплекте с автомобильными ремнями безопасности должна представлять из себя вполне надежное детское удерживающее устройство (п 2.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005).

Впрочем, следует помнить, что главная цель любого такого приспособления — это не отсутствие штрафов, а обеспечение противотравмирующей защиты маленького (по возрасту) пассажира в случае аварии или даже просто резкого торможения. Значит к выбору нужно подходить с большой ответственностью:

  • новорожденный младенец должен перевозиться в автолюльке (п 2.4.1 и п 2.4.2 ГОСТ Р41.44-2005);
  • малыш постарше — в детском кресле (п 2.4.3 ГОСТ Р41.44-2005).

А все удерживающие устройства, согласно техническим требованиям, можно разделить на группы:

  • «0» (для детей, чья масса менее 10 кг);
  • «0+» (до 13 кг);
  • «I» (9-18 кг);
  • «II» (15-25 кг);
  • «III» (22-36 кг).

Но мало выбрать удерживающее устройство, подходящее по параметрам, важно еще и правильно его установить. Конструкции групп «0» и «0+», например, согласно п 6.1.10 ГОСТ Р 41.44-2005, следует монтировать против направления движения ТС. А чтобы не ошибиться с остальными группами устройств и индивидуальными конструкциями, необходимо внимательно читать инструкции по установке. Там всегда указывается, как монтировать – «лицом вперед» или же «спиной вперед».

Важно: Не допускается установка удерживающего детского автоустройства против движения ТС на пассажирских сидениях, оснащенных подушками безопасности (согласно п. 3.2.5 Требований к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам).

Не все выпускаемые сегодня удерживающие средства являются универсальными. Некоторые из них относятся к ограниченной и особой категориям. Такие могут быть установлены лишь на определенных ТС с использованием специального крепежа (п 2.1.2 и п 6.1.3 ГОСТ Р 41.44-2005). Сведения об этом в обязательном порядке указываются в эксплуатационной инструкции каждого приспособления, а также на видном месте его упаковки.

Чтобы избежать ненужных трат и приобрести действительно необходимое конкретному водителю для конкретных целей устройство, по поводу покупки лучше консультироваться с продавцами специализированных отделов, не надеясь исключительно на собственные познания в данной области.

Можно ли перевозить ребенка с ФЭСТ: позиция районного суда

Гражданина К. 30.04.2016 г остановил инспектор ГИБДД и оштрафовал на 3 000 рублей за, якобы, нарушение существующих правил перевозки людей. Нарушение, наказывающееся по ч 3 ст 12.23 КоАП РФ, по мнению сотрудника ДПС, состояло в следующем: К вез на сиденье сзади ребенка без детского автокресла. А тот факт, что ребенок пристегнут детским удерживающим устройством «ФЭСТ», нисколько не смутил ни представителя правоохранительных органов, ни судей районного, а также областного судов, оставлявших — по обращению автолюбителя — постановление инспектора дорожно-постовой службы без изменений. Все задокументировано:

  • решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.06.2016 г;
  • решение Свердловского областного суда от 03.08.2016 г;
  • и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 05.10.2016 г.

Все они сошлись во мнении, что эластичная тканевая конструкция «ФЭСТ», закрепленная на ремне безопасности авто, не гарантировала несовершеннолетнему должной защиты в пути. И сотрудник ГИБДД, и судьи определили это устройство всего лишь, как «адаптер для ремней». И только-то.

  • решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.06.2016 г;
  • решение Свердловского областного суда от 03.08.2016 г;
  • и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 05.10.2016 г.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Рекомендуем прочесть:  Удалили матку шейку яичники какие лучше таблетки принимать во время приливов
Оцените статью
Все о здоровье и методах их лечения