Тест на определение левши для детей

Наталия Зайцева
Тестирование «Ваш ребенок-левша»

При определении леворукости или двурукостиинеобходимом провести \ тестирование.При этом следует соблюдать следующее правило: каждое задание предлагать ребенку в игровой форме; не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует; все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например из-под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).

Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».

Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).

Ребенку предлагается из нескольких палочек (спичек) построить колодец.

Активные действия выполняет ведущая рука.

Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.

4. Развязывание узелков. Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура

5. Протирание тряпкой доски.

Ребенок должен взять тряпку и протереть классную доску (стол, шкаф и т. п.). Если он трет левой рукой, то его просят поймать брошенную ему тряпку и бросить ее в корзину, находящуюся в четырех-пяти шагах от него; леворукие все эти действия выполнят левой рукой.

Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши — правой рукой.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

1. Переплетение пальцев рук.

Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук»

Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Попросите изменить положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция потребует некоторой подготовки (обдумывания) и вызовет ощущение неудобства

2. Скрещивание рук, или «поза Наполеона»

Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Проба выполняется каждым субъектом в одной и той же последовательности.

Если правше или левше предложить выполнить про- бу в противоположной последовательности, то это вызовет затруднение, ощущение неудобства позы и желание переменить ее на удобную.

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.

4. Тест на заводку часов.

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов; неведущая рука фиксирует часы.

5. Проведение вертикальных линий.

Детям старше одиннадцати лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой руками. Число линий, проведенных правой рукой, у правшей на 29% больше, чем проведенных левой. Леворукие, соответственно, больше линий проводят левой рукой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

Для изучения асимметрии слуха можно воспользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками,которые не требуют использования специальных приспособлений.

1. Тест «Шепот».

Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.

2. Тест «Тиканье часов».

Испытуемому предлагается оценить громкость тикания часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тикание разными ушами.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

1. Тест «Моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

2. Тест «Рассматривание в подзорную трубу». Рассматривание делается обычно ведущим глазом.

Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его двумя глазами на определенной точке, отстоящей на 3-4 м. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Другой вариант: в темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на который из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Этот тест имеет то преимущество, что им можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.

4. Тест «Карта с дырой».

В листе плотной бумаги размером 5 х 10 см в центре вырезается отверстие 1×1 см; держа этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отвер-стие предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.

5. Тест на выявление особенностей мышц неведущего глаза.

Фиксируя взор на кончике пальца, испытуемый приближает палец к переносице до 2-3 см. Неведущий глаз при этом начинает совершать горизонтальные колебательные движения.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

Можно использовать легкодоступные, не требующие специальных приспособлений тесты: подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, схождение со стула, шаг вперед и шаг назад. Нога, выполняющая дви-жение первой, считается ведущей.

1. Закидывание ноги на ногу.

Считается, что сверху часто оказывается функционально преобладающая нога.

2. Тест «Скакалка».

Испытуемому предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей.

3. Тесты с мячом.

Эти тесты направлены на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и программировании усилий для их осуществления. В одном из тестов испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ног. В другом тесте испытуемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору.

Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей. Этот тест можно проводить так,чтобы оставались следы от подошвы обуви правой и левой ног: измерить длину пяти или десяти шагов каждой ноги и вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги.

5. Тест «Движения письма».

Обследуемого просят осуществить раздельно правой и левой ногой движения, необходимые для написании букв или слов. Это можно сделать в положении сидя, согнув спину и в положении стоя, вытянув ногу и отводя ее вперед, назад или наружу. «Пишет» точнее и легче ведущая нога.

В современной психологии употребляется термин «инивидуальный профиль латеральности* организации (ПЛО) функций», который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии человека. Но только совокупность всех вместе взятых асимметрий, определяемых с помощью вышеприведенных тестов, более точно отражает состояние межполушарных асимметрий и межполушарного взаимодействия.

Для более достоверного определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана следующая методика, которая включает три группы тестов: мануальные, слухо-речевые и зрительные.

Для выявления степени асимметрии в разных системах применяется и специально разработанная методика балльной оценки.

В моторной системе используется 2-балльная шкала. Если при переплетении пальцев сверху находится большой палец правой руки — 1 балл, левой руки — 0; если при скрещивании рук на груди вверху находится локоть правой руки — 1 балл, левой — 0; если при аплодировании сверху находится правая рука — 1 балл, левая — 0. Если при проведении вертикальных линий выявлена правосторонняя асимметрия — 2 балла, левосторонняя — 0, асимметрия отсутствует — 1 балл.

В слухо-речевой системе для оценки степени асимметрии используется 4-балльная шкала: при правосторонней асимметрии в обоих тестах — 4 балла, при амбидекстрии — 2 балла, при левосторонней асимметрии — 0.

В зрительной системе используется 2-балльная шкала: если оба теста выявляют доминирование правого глаза — 2 балла; если при одном тестировании веду-щим был правый, а при другом левый — 1 балл; если в обоих тестах отмечается доминирование левого глаза — 0 баллов.

Согласно данной системе, максимальное количество баллов может равняться 11 («чистые правши», минимальное — 0 баллов («чистые левши»).

По соотношению всех трех видов асимметрии (по схеме «рука-ухо-глаз») могут быть выделены следующие восемь профилей, где П —преобладание правой функции, Л — левой, А —равенство функций: ППП, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ЛЛЛ, ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП.

Первые четыре профиля характеризуют различные виды праворукости, последние четыре — леворукости. Однако данная схема не учитывает равное функционирование обеих рук. Ниже в таблице 3 представлены двадцать семь вариантов индивидуальных профилей.

Таким образом, данные изучения индивидуальных профилей асимметрии побуждают думать о необходимости дифференцированного подхода к каждому ребенку и учета показателей функциональных асимметрий. В связи с этим приведу некоторые данные результатов различных наблюдений, которые желательно знать и использовать в своей практической деятельности учителям и воспитателям.

1. Установлено, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха.

2. У семи-восьмилетних мальчиков, по сравнению с девочками, несколько лучше запоминание слов происходит

ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛ ПЛП ПЛЛ

AAA АПП АПА ААП АПЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ

ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛА ЛАЛ ЛАА

в тех случаях, когда они воспринимают их правым ухом. У девочек того же возраста слова запоминаются лучше при прослушивании их левым ухом.

3. Специалисты по технической подготовке юных спортсменов установили, что в возрасте девяти-одиннадцати, пятнадцати и семнадцати лет лучше и быстрее усваиваются навыки ведущей стороны тела, а в возрасте двенадцати с половиной, тринадцати с половиной, пятнадцати с половиной и шестнадцати с половиной лет — неведущей.

4. В шесть-семь лет дети с низкой степенью праворукости часто используют интровертированное положение карандаша при рисовании.

Рекомендуем прочесть:  У собаки за сколько дней перед родами появляется молоко

5. Установлено, что лица с левосторонним «профилем латеральности» обнаруживают низкий уровень произвольного ускорения при переходе с оптимального на более быстрый режим работы.

Так, зная и учитывая профиль асимметрии каждого ребенка, и прежде всего ребенка-левши, обучение его любому виду деятельности может стать более эффективным.

Если ребенок — левша, это не патология Большой вклад в изучение этого вопроса внесли такие учёные-исследователи, как — Вейс Т., Павлов И. П., Семенович А. В. Используя теорию доминирования,.

Готов ли ваш ребенок к школе Некоторые родители мучаются сомнениями, стоит ли отдавать шестилетнего ребенка в школу. Вроде бы и буквы все знает, читать пытается, считать.

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок-левша» Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности.

Консультация для родителей «Какого цвета ваш ребенок» Зная цвет, который чаще всего используют дети при рисовании, можно кое – что узнать об их характере. «Красные» дети открыты, активны, непоседливы,.

Круглый стол для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №277» г. о. Самара Разработка содержания мероприятия с родителями.

Памятки для родителей. «Как обращается с книгой ваш ребенок?» Памятки для родителей. Как обращается с книгой ваш ребенок? По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить.

Рекомендации родителям «Когда ваш ребенок один дома» В нашей жизни много разных непредвиденных ситуаций, может случиться так, что просто не кого, попросить присмотреть за ребенком. Но Вы уверены,.

Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Цель: познакомить родителей с психологическими аспектами, на которые необходимо обратить внимание при подготовке ребенка к школе в семье.

Если ваш ребенок «особенный». Что каждый в жизни повстречает? Испытан будешь ты и я. Что завтра ждет – никто не знает. Голгофа – каждому своя. А. Гайдаева. Широкая.

Консультация для родителей «Ваш ребенок слушает и рисует» Статья: Ваш ребенок слушает и рисует. ФИО, воспитатель Серебренникова Анастасия Александровна, МБДОУ детский сад №36г. Иркутска, группа.

Если ваш ребенок «особенный». Что каждый в жизни повстречает? Испытан будешь ты и я. Что завтра ждет – никто не знает. Голгофа – каждому своя. А. Гайдаева. Широкая.

Часто совсем маленькие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками, и бывает трудно понять — какая рука ведущая. Кроме того, некоторые люди, леворукие от природы, могут хорошо развить и правую руку – и тогда их леворукость становится неочевидной. Меж тем хорошо бы точно понимать, какая из рук является главной, потому что дети-левши устроены немного по-другому, чем правши. У них другой способ обработки информации и другие эмоциональные реакции.

Переплетение пальцев рук

Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

Поза Наполеона

Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.

Аплодисменты

У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.

Поезд

Посмотрите вот это видео. Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд? У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, – левое (как у правши).

Узелки

Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, – левой развяжет, а правой будет придерживать.

Прыжки

Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.

Рисование

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному. И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Мишень

Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.

Телефон

В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая – он левша, правая – правша.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, спасибо за информацию.
78.02%
Еще нет, почитаю.
15.38%
Да, но проконсультируюсь со специалистом.
6.59%
Проголосовало: 91

Крест-накрест

Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, – ведущая.

За помощь в создании текста благодарим проект ПРАВОНАЛЕВО.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному. И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

«Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф.Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т.д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф.Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится ребенок, как дается инструкция.

Мы рекомендуем использовать для определения рукости систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание — вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.
Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Рекомендуем прочесть:  Тест на пол 2 ребёнка

Девятое задание

Девятое задание — построить из кубиков дом, ограду и т.п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.

Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «плюс» ставится в графу «Обе руки».

Амбидекстр

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т.е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».

Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок — левша? Тесты на определение леворукости

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки! Вы неоднократно наблюдали за действиями своего малыша, который за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И попеременно орудует то левой рукой, то правой рукой, а то и обеими сразу. Но до 4,5-5 лет ребёнку совершенно безразлично, какой рукой пользоваться.

А если он отдаёт предпочтение одной руке и эта рука — левая? “Неужели наш ребёнок — левша?” — задаёте вопрос и серьёзно опасаетесь и огорчаетесь, как же он будет в праворуком мире?

В этой статье я попробую рассказать вам о том, какие, они леворукие дети, в чём их особенность, как определить, левша ваш ребёнок или нет, надо ли переучивать такого ребёнка и какие сложности могут возникнуть при этом.

О леворукости мы знаем много и. почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость — это индивидуальный вариант нормы.

В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких школьников.

Попытки объяснить леворукость имеют долгую историю. Уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие, но не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости мы находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В войске Вениамина “из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо”, т. е. леворукие были ловкими, меткими, умелыми войнами.

Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:

– воздействие среды на развитие ребёнка до и после рождения;

– различные генетические варианты.

Чаще встречается генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семье, в которой левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей не может быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием.

Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга, чаще его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, при письме. У ребёнка с нарушением деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики. Но левшество — не причина нарушений, а следствие одних и тех же причин.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определённому возрасту (4-5 лет) у ребёнка какое-то полушарие формируется, как доминантное по отношению к данной руке. Но такая особенность мозга, как пренатальная или перинатальная недостаточность стволовых образований мозга, приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь не даёт формироваться межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом у детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.

Кроме перечисленного, возможно развитие у детей так называемого “скрытого левшества”, т.е. смена доминирующего полушария. Момент смены является критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей условно называют “психическими” или “скрытыми” левшами — их признак левшества не связан с доминированием левой руки.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.

Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка.

✔ “Переплетение пальцев”.
Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей — левый.

✔ “Поза Наполеона”.
Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

✔ “Одновременное действие обеих рук”.
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
! Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.

Интересными являются тестовые задания , разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:

– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;
– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1.
Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Рекомендуем прочесть:  Аллергический дерматит: клиническая картина, лечение и прогноз

Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Задание 2.
Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.

Задание 3.
Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.

Задание 4.
Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко.

Задание 5.
Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.

Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”.

Задание 6.
Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.

Задание 7.
Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.

Задание 8.
Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

Задание 9.
Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.

Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) — правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.

Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.


    Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило — эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.

  • Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.

  • Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор — французская исследовательница М. Озьяс.

    Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.

    Намотать нитку на катушку.

    Перелить воду из одного сосуда в другой.

    Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).

    Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.

    Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.

    Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.

    Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.

    Стряхнуть с себя соринки, пыль.

    Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.

    Достать бусинку ложкой из стакана.

  • Закрыть/открыть застёжку-молнию.


  • В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

    Мамы и папы! Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир!

    В следующей статье я расскажу вам о том, как подготовить леворукого ребёнка к школе, нужно ли переучивать ребёнка-левшу и как предотвратить и преодолеть трудности в обучении леворукого ребёнка.

    25.11.2005, 11:49
    Татьяна,Киев

    Очень интересна Ваша статья. Хотелось быпобольше узнать по этой теме. После прочтения появилось много вопросов. Возможно ответы на некоторые из них интересны будут не только мне, но и другим читателям. Как влияет на развитие ребенка-левши насильное переучивание на правшу (по-поводу обучения письму,выработки почерка, развитие речи /четкое произношение звуков,дикция/). Могут ли дефекты речи такого ребенка быть исправлены с тренировкой левой руки. По тестам в статье ребенок — левша. Писать правой рукой 25.11.2005, 12:01
    Татьяна,Киев

    Продолжение: Писать правой рукой и есть его переучили бабушки, причем двух летних месяцев у бабушки было достаточно для этого. Это было в возрасте 5 лет. Все движения требующие точности (кроме письма и ложки) ребенок выполняет левой рукой. У ребенка нестабильная психика — может ли это быть связано с навязанной праворукостью.Как все это может повлиять на самоопределение ребенка в дальнейшей жизни, в социуме и т.д. За ответ на эти вопросы буду очень благодарна.tkosheleva@link.net.ua 26.11.2005, 23:27
    Ирина

    Спасибо за тему. У меня третий ребенок — левша, причем это стало заметно очень рано (в год), но до трех лет я осторожно настаивала на правой руке (давала ложку в правую руку, карандаш). Он послушно брал правой, иногда перекладывал. Но когда начал рисовать красками и кисточкой — отказался от правой руки наотрез. До слез. Я отступила, начала развивать левую руку. И сразу пошел прогресс в развитии речи! А как он рисует в свои 4,5 года! Но писать пытается зеркально. Буду ждать продолжения вашей статьи. 05.12.2005, 13:57
    Оксана Сергеевна

    Татьяна,о влиянии переучивания ребенка вы можете прочитать во 2 части статьи»Переучивание леворукого ребенка и подготовка его к школе».Это первое.
    Второе.Дефекты речи исправлены быть не
    могут. Третье.Нестабильность психики связана с несостоятельностью нервной системы, с повышенной возбудимостью, нервозностью и эмоциональностью леворукого ребенка. 07.11.2006, 11:38
    Наталья

    Статья называется «Ребенок из зазеркалья». Но тема зазеркалья не раскрыта. Не все «левши» пишут зеркально, а в статье именно все про леворуких. У меня дочь (6 лет)полностью правша, по всем тестам и никогда с детства не тянулась левой рукой. Но пишет зеркально довольно длительное время. Например свое имя (Алеся)примерно с 3 лет пишет, и до сих пор может написать зеркально: С; Е; Я, и не только в имени. В остальном все хорошо, выговаривает все буквы, пишет аккуратно. Логопед в детском саду для себя работы не увидела, а зеркальность говорит пройдет годам к 10-ти, Так ли это?Вот побольше бы про «скрытое левшество», что это такое. Со стороны генетики, дедушка дочери переученный левша. Спасибо!
    serglees@mail.ru 15.11.2006, 11:08
    Наталья

    Спасибо большое Оксана Сергеевна за ответ. Еще раз убедилась, что это возрастное и обязательно изменится. Потому что на не внимательность не похоже.Действительно пишем пока больше печатными, но и прописные крючки бывают в другую сторону 🙂 06.01.2007, 04:51
    Оксана

    Спасибо огромное!Очень вовремя попалась Ваша статья!Я,логопед-специальный психолог.2года назад окончила университет,сейчас временно нахожусь за рубежом,попросили позаниматься с ребенком 5,5лет,левша,ОНР-3.Хотелось бы узнать,есть ли какие-то особенности в методах коррекции?Спасибо! 11.01.2007, 19:10
    Оксана сергеевна.

    Ответ Оксане.
    Да, Оксана,особенности есть.Нужно учитывать нарушение межполушарных связей при построении занятий и подаче материала.Включите в работу знания,полученные по нейропсихологии.Тема о нарушении межполушарных взаимосвязей должна быть прочитана Вам в универе. 15.02.2008, 04:54
    Елена

    Да я же сама левша! Вот поэтому мне иногда бывает трудно. Я же с садика замученная, что только правой рукой можно действовать! Поэтому у меня и ребенок левша.Спасибо большое за статью! 24.06.2008, 17:40
    Лена

    Спасибо за статью.Я сама переученная левша и моя дочка(2,5 года)левша.Все делает левой рукой,хотя я никогда не настаивала,больше наблюдаю.Бабушка наша против леворукости,переубедить не могу. 16.10.2008, 07:59
    Vaiola

    Здравствуйте. После общения с ребенком психолог сказала мне, что у ребенка нарушены межполушарные связи. Что это такое? Какие последствия? Это физиологическое или психологическое нарушение? Чем это черевато в будущем? Можно ли от этого избавиться? 11.12.2008, 07:50
    Валерия

    Огромное спасибо за статью! Проверила себя и ребёнка по методике Озьяс. Зад-3,4,12,13-сделаны мной прав рукой; 6,14,15,16-левой рукой, т.е. я 50на50?При «позе Наполеона» левая рука всегда наверху, мне так удобно, а вот руки в замок-удобней правой рукой.Пишу, шью-пр.р.; подметаю, кидаю мяч- лев. р. Ребёнок-4лет больше правша, чем левша. 15.01.2009, 21:02
    Оксана Сергеевна

    Ответ(16.10.2008,Vaiola)
    1.Это значит нет стабильности в парной работе мозга(это если совсем просто и примитивно объяснять).
    2.Школьныне проблемы:усвоение программ по русскому языку,математики(в частности геометрии),черчение.Проблемы с вниманием,координаторные трудности.
    3.Проблему решает только нейропсихолог.

    ✔ “Поза Наполеона”.
    Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

    Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

    Оцените статью
    Все о здоровье и методах их лечения